Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО признавал, а когда отец его спрашивал, что ему подарить, отвечал: «Колокол». Так у него собралась целая коллекция колоколов от крохотных до до вольно большого, в который звонил, а затем с за миранием слушал их звуки. Обертоны (то есть большое количество звуков, всегда сопровождающее основной звук) он слышал ясно именно в звуке колоколов. Отсюда и его не удержимое стремление играть на них. Признавал ся отцу, что слышит в октаве 1701 звук, что все люди у него звучат определенными нотами. Себя называл «ре». Окрашены для него были звуки и в разные цвета. Например, художник А. П. Василь ев был для него ре-диез мажор оранжевого цвета. Васильев вспоминал, как однажды он пришел к ним, в то время, когда одна начинающая худож ница «...подбирала на пианино какой-то модный в те годы фокстрот, вроде,Джона Грея “, другие, ду рачась, танцевали. Игравшей тоже хотелось танцевать. „Костя, сыграй нам“, —попросила она. Тот улыбнулся, сел и мгновенно воспроизвел ее „ис полнение" фокстрота со всеми его особенностями, так, словно это было записано на магнитофонной ленте. Играл Котик на всех инструментах» (Цве таева, Сараджев, 1988. С. 95-96). Еще одно воспоминание хормейстера Л. Ф. Ура- ловой-Ивановой, а в те годы —студентки консер ватории, ученицы профессора П. Г. Чеснокова. Однажды она услышала, как ее товарищи-сту- денты договариваются сбежать с лекции, чтобы по слушать звоны Сараджева, приглашали пойти с ними и её. Она отказывалась, говоря, что уже слы шала колокольный звон, на что те возражали, яко бы это звон не церковный, и музыканту его просто необходимо услышать, и она сдалась. Позднее о К. К. Сараджеве они услышали от профессора Г. А. Дмитревского, но уже «...не как о мастере колокольного звона, а как о музыканте ге ниальной одаренности и невероятного слуха, неиз вестного в истории музыки». А вот как поэтично охарактеризовала игру Са- раджива Марийка Гонта: «На фоне синевы выде лялся летучий силуэт человека, без шапки, в длин ной рубахе, державшего в руках веревочные вожжи ушедших в небо гигантских коней. Маленькие коло кола неистово гремели, раскалывая небо жарким пламенем праздничного звона. Большой колокол —как гром, средние —как шум лесов, а самые малые — как фортиссимо птиц. Оживший голос природы! Стихии заговорили! И всем этим многоголосием правил человек, держав ший в руках струны голосов, организуя их в чудес ную гармонию радости! Это музыка сфер! Вселен ская —теперь бы сказали — космическая! Кульми нация всех слуховых ощущений, человеку доступ ных. Многозвучный тембр колокола, звуковое ядро и как бы хор согласных звуков вокруг основного. Неизъяснимое наслаждение слуха!» (Цветаева, Сараджев, 1988. С. 97-98). Ученик К. С. Сараджева - московский дири жер Л. М. Гинзбург, вспоминая мастерство игры Сараджева, рассказывал Анастасии Цветаевой: «Сараджев мог один и тот же колокол заставить звучать совершенно по-разному. Если современная европейская теория музыки имеет дело максимум с двадцатью четырьмя звуками в октаве, то слух Котика улавливал бесконечное их множество. Со единяя их по собственным законам, он создавал гар монию какого-то нового типа. Когда он давал концерты, поражало то, что он создавал некую новую форму, конструкцию, очень сильно эмоционально действующую. Иногда звон выражал печаль, иногда это был мирный звон, иног да —торжественный... Помню, один раз он начал с очень высоких серебристых звуков, постепенно сни жая и доходя до тревожных, предостерегающих — до набата на фоне угрожающего гула и множества колокольных голосов и подголосков. Это было пора зительно: не похоже ни на один ранее слышанный колокольный звон! Котик Сараджев был уникум — второго такого нет! В обыденной жизни Котик был мягок, не повы шал голоса, не ссорился, был почти незаметен. Во время игры — преображался. В своей истовости он доходил до высшей степени самозабвения» (Цвета ева, Сараджев, 1988. С. 98-99). Анастасия Цветаева работала «как реанима тор», собирая по крохам книгу о Константине Кон стантиновиче Сараджеве, вводя в нее все сведения, которые ей удалось найти: воспоминания, письма, автобиографию уникального человека и музыкан та начала XX века. 289
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz