Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО XX века была разобрана по бревнышкам и вместе с колокольней перевезена в Малые Карелы. Слу шала я Ларису про это чудо деревянного зодчества и вспоминала, как девчонкой, когда с отцом на лет ние каникулы приезжала в его родную деревню, бегала вокруг колокольни, совершенно не подозре вая о значимости этого строения. Отец рассказы вал, как у них с мальчишками в годы войны было единственным развлечением бегать к церкви и на блюдать за действиями девушек-артиллеристок. Деревенскую колокольню занимала в те годы жен ская батарея, и, чтобы лучше вести наблюдение, девушкам пришлось с церкви снять самый боль шой купол. И стали они за это от кушерецких ста рух ежедневно угрозы выслушивать да различные пугающие истории... Лариса вспоминала, что в Малых Карелах был один звонарь из военных, воевавший в Анголе, имени не помнила, так вот он все свои эмоции вып лескивал через звон, очень эмоционально звонил, что и отличало его манеру звона от других. Перед поездкой Слепынина читала статьи Александра Ярешко, профессионального музыкан- та-звонаря из Саратовской консерватории, про сматривала ноты А. А. Израилева. В Малых Каре лах научилась северной развязке в звоне и считала ее самой практичной. Она говорит, что возрождение колокольного звона началось с интереса музыкантов професси оналов. Поскольку церкви были закрыты, и цер ковные звоны никто не производил, его стали осу ществлять музыканты из чисто профессионально го интереса, понимая, что уходит поколение пос ледних звонарей, а с их уходом будут потеряны и все традиции колокольного звона. И надо отдать должное, что молодые звонари в конце 80-х нача ле 90-х годов смогли унаследовать пусть не в пол ной мере, но хоть что-то из наследия знаменитых звонарей России. Когда Лариса работала в государственном му зее, она с другими звонарями звонила в Дни славян ской письменности и культуры. Строила поминаль ный звон, когда умер известный писатель Евгений Осетров, родившийся в одной из келий Ипатьев ского монастыря и сюда же привезенный на отпева ние. Через ее руки прошли разные виды звонов. Сей час звонит много меньше, хотя и работает в церков ном музее при Ипатии. Монастырь передан церкви, и там появились свои звонари чисто церковные. Что для нее звон? Ответила сразу. Это церков ный знаменный распев, основы которого сохрани лись именно в колокольном звоне, просто их ник то, по ее словам, не сопоставлял. Это с чисто про фессиональной музыковедческой точки зрения. А с человеческой —выражение генетической памя ти народа. Ведь все мы родились в беззвонное со ветское время, но когда, например, она слышала ко локольный звон, внутри ее как будто что-то обры валось. А на вопрос, почему у разных звонарей су ществует своя манера звона, ответила просто: зво нарям приходится приноравливаться к каждому отдельному набору колоколов и к каждой отдель ной местности, со своим святым, который там осо бо почитался, потому и направленность в этой ме стности на какой-то определенный аспект больше, чем в другом. А вообще звонят по наитию, как Бог подскажет. Н. Большакова пробует звонить на колокольне в г. Вытегре Вологодской области. Фото В. Зяблова 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz