Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Звонит, по наитию, как Бог подскажет В Костроме у меня произошла встреча с Лари сой Слепыниной, бравшей уроки звонарного мастер ства в Малых Карелах у Ивана Васильевича Дани лова. Стройная, небольшого росточка в огромных очках, она больше походила на кабинетного работ ника, нежели на звонаря, и как выяснилось из раз говора, таковым по существу и является, но и уп равляться с колоколами тоже умеет. Лариса —про фессиональный музыкант, окончила Костромской государственный педагогический институт (худо- жественно-графический факультет), музыкально педагогическое отделение. Преподавала в школе, а в 1987-м пошла работать в качестве научного со- Звонарица храма Георгия Победоносца в г. Снежногорске Мурманской области Яна Смирнова Фото Н. Большаковой трудника в отдел фондов Костромского государ ственного музея-заповедника «Ипатьевский мона стырь». Досталась ей небольшая коллекция коло колов и колокольчиков, которые она и должна была описать. Первое, что сделала, поднялась на колокольню, не терпелось поближе увидеть коло кольный набор, узнать, что он из себя представля ют. В музее о колоколах никто ничего не знал, и только в ходе исследований Лариса выяснила, что появились они на колокольне сразу после рестав рации Ипатьевского монастыря в 60-х годах, но ока зались неродными. Шесть колоколов XVIII века реставраторы привезли из села Малое Анфимово, в котором церковь и колокольня оказались разру шенными, и поместили на звонницу Ипатьевского монастыря. По большим праздникам позвонить приглашали звонаря Панина из одной из костром ских церквей, но Лариса его уже не застала. По шла наработка литературы о колоколах, узнала и о проводимых конференциях «Колокола и современ ность», сборах звонарного искусства и в 1989 году попала на одну из них в Ленинград. Там и позна комилась с колокольной братией. Ее внимание сра зу же привлек Иван Васильевич Данилов, посколь ку видела о нем документальный фильм. До поездки Лариса может раз всего и слыша ла, как звонили на одной из костромских колоко лен, но звон Данилова для нее, профессионально го музыканта, стал настоящим потрясением. Дар Данилова был от Бога. Он нигде не учился звонар- ному мастерству, а мог делать с зазвонными коло колами такое! Мастер высочайшей техники, кото рой не обладают профессиональные музыканты, занимающиеся звонами многие годы. Все у него выходило свободно, как бы между прочим. После Ленинграда Лариса заявила начальству музея, что ей необходимо ехать в Малые Карелы учиться звонарскому искусству, а заодно порабо тать по описям и фондам. И неделя пребывания там оказалась для нее неделей счастья, общения со зво нарями на звоннице малой Кушереки. Удивительно, но колокольня из Кушереки, за нимающая центральное место в Малых Карелах, оказалась не чужой и мне. В родовой деревне мое го отца звонница Вознесенской церкви, построен ная в XVII веке без единого гвоздя, в начале 70-х 280
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz