Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ А. Н. Давыдов и И. В. Данилов помогали запускать колокола в других городах, например, Петропавлов­ ские колокола в Ленинграде (ко Дню города)» (Ар­ хангельские колокола, 1988). Свое восприятие Ивана Васильевича Данило­ ва передал в воспоминании и другой мурманский поэт —Владимир Сорокажердьев. Он написал, что: «Образ Ивана Васильевича за туманностью лет сохранился четко: черная смоль-борода, живые с искоркой глаза, крепкое телосложение —истинный архангельский помор, который дело знает и бываль­ щину можетрассказать. Попытался я тогда же, в 1981 году, сказать о нем поэтически». Владимир назвал свое стихотворение «...Угасла медь»: ...Сквозь темный лес неблизким косогором Шел, разгребая валенками снег, Архангелогородец, из поморов, Звонарь карельский —русский человек. А на Руси всегда любили звоны, Талант ценили, что ни говори. Недаром попадали на иконы По воле богомаза звонари. Из письма жены Ивана Данилова Е. М. Доро­ феевой: «Вспоминала, как сама поднялась на коло­ кольню... Я испытала тогда необыкновенное чув­ ство, ведь слушать колокольный звон внизу и там, совсем рядом с колоколами — совершенно разные вещи. Когда ты внизу, звуки, коснувшись тебя, убе­ гают дальше, за дома, деревья, растекаются ручь­ ями, разлетаются птицами. А когда я была навер­ ху, звон проникал внутрь. И был момент, когда ка­ залось: звукам некуда больше деться и они просто разорвут меня на куски, чтобы вырваться наружу. Но я не разлетелась, а звук все проникал и прони­ кал. А когда звон умолк, то внутри он звучал долго- долго... Интересно, а что чувствуешь ты, когда зво­ нишь?» (Данилов, 2007. С. 66). На этот вопрос нашелся ответ в воспоминани­ ях матери Ивана Васильевича Светланы Вячесла­ вовны Даниловой: «...когда я звоню, я чувствую такую одухотворённость, такую легкость, хоть лети следом за звоном» ( Данилов..., 2007. С. 12). У Ивана Васильевича были и свои заметки о зво­ нарском искусстве. Приведу лишь некоторые: «На звучание отдельного колокола влияет разница температур воздуха — особенно ночью и утром, и только ближе к вечеру погодные условия позво­ ляют проводить гармоничные звоны в то время, когда состояние природы умиротворённое (коло­ кольная бронза может быть теплой или холод­ ной). Колокола раскрывают свои голоса, появля­ ется полетность звука. <...> Направление и сила ветра зачастую оказы­ вают на продолжительность звучания колоколь­ ных звонов решающее значение. В Малых Каре­ лах радиус звучала каждой из двух колоколен до­ стигает трех километров. При сильных северных ветрах звоны через Северную Двину слышны в Но- водвинске. <...> Колокольные звоны хорошо влияют на эмоци­ ональное состояние людей, особенно на больших площадях, где звук наиболее насыщен и полон. На различном удалении от источника звука меняет­ ся и восприятие звона. В городах, где звонницы стоят в окружении каменных зданий, колоколь­ ные звоны отражаются от архитектурных по­ строек, меняется природа распространения зву ­ ка, затрудняется восприятие звона » ( Данилов..., 2007. С. 84). Вот как охарактеризовал один Даниловский звон Александр Ярешко: «...звон-открытие „Белая ночь". Как верно подмечает в своем пояснительном тексте А. Давыдов, такой звон может родиться только на Севере. В самом деле, этот звон — фан­ тазия, навеянная удивительной и неповторимой природой. Весь он буквально соткан из ударов-пере­ звонов: то ли ночных бликов и сполохов зарниц, то ли неповторимых северных кружев. На всем протя­ жении звона звучат однотонные удары благовест- ника. Они своей остинантностью цементируют всю музыкальную конструкцию (простая, но талантли­ вая находка звонаря!). А на этот благовест игрой светотеней накладываются то быстрые, томедлен­ ные пассажи-перезвоны. Выплеснув свою энергию, они словно застывают в своем звуковом беге, делая слышным томажорный аккорд, томинорный, то их соединение. И вот наконец звучит весь диссонирую­ щий комплекс, постепенно растворяясь в безмерном пространстве. Так звучит северная белая ночь. Это так называемая в музыке программная композиция, звон, повествующий о чем-то, рисующий образ, кар­ тину. Безусловно, это открытие в музыке звонов. Ничего подобного колокольное искусство еще не зна­ ло» (Данилов, 2007. С. 129-130). 2 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz