Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВ ОНАРНОЕ ИСКУССТВО Радиожурналист Людмила Васильевна Борзяк писала, что Иван Васильевич Данилов был звона рем от Бога. Она не может с точностью сказать, «осенял ли он себя крестным знамением, поднима ясь на звонницу, но то, что Данилов сочинял музы ку, как он сам говорил, между ударами сердца, — это истина» (Данилов..., 2007. С. 24). Ей Даниловские звоны довелось услышать в Малых Карелах, под шатром звонницы, привезен ной из деревни Кушереки. Она пишет, что до кон ца дней будет помнить, как сидела со своим жал ким микрофончиком под полом открытой всем ветрам звонницы. Это было её первое близкое об щение с колоколами, потому и спряталась под пол. А чуть выше, « изливалась на простор такая сти хия, такое щедрое откровение человеческого серд ца, что казалось —эти звуки обнимают всю землю и невидимыми столпами держат свод небесный» (Данилов..., 2007. С. 24). ...Как с обрыва, вдаль, по склонам, покатились, перезвон, зовом бронзы бронзозвоны! — вздрогнул зыбкий горизонт. Рыкнет главный: « Бом-м /» И грозно: « Бам-м!» —закружится над ним. «Бем-м! Бем-м! Бем-м! — застонет бронза. — Бим-м! Бим-м! Бим-м!..» Снова: «Бом-м!» —ознобом в теле. Жизнь отдам. Бери. Спеши! Все двенадцать зазвенели, будто с дальних звезд сошли. Это стихотворение «Звонарь» мурманский поэт Виктор Тимофеев также посвятил Ивану Ва сильевичу Данилову. А. Быстров вспоминает ответ Ивана Василье вича на вопрос, что он чувствовал, впервые подни маясь звонить на колокольню храма Василия Бла женного в Москве. Данилов ответил, что «...до сих пор не приду в себя, — отвечал. —Весь декабрь ду мал об этом — как поднимусь. Что ни говори, ка кой-то итог, какая-то вершина. Пятнадцать лет прошло с первого звона в Малых Карелах, состоя лись два фестиваля колокольной музыки, ожили многие звонницы в России, на Украине, в Белорус сии... И вот —Москва! Предстояло на всю святую Русь ударить. Мы, колокольщики, давномечтали об этом. Понятно, волновался. А волноваться нельзя. Надо было собраться. Куда там! Выглянул — вся Красная площадь запружена народом. Но не это поразило. Тишина. Кто-то кашлял... Люди ждали. ...Первые мгновения играл нервно. Слышу, басы гас нут, уходят в толпу. Пришлось переходить на сред ние колокола. Уних звук летучий. Освоился. Из меня пошла музыка. Хотелось, чтобы поняли. Ведь я не веселить народ приехал. Звонил „Вставайте, люди русские...". Вставайте историю делать. Сами со бой править. Закончил — овация. Крики. Поняли » (Данилов..., 2007. С. 56). Чего на свете только не бывает! Но путь спирали — не движенье вспять, Колокола Россия отливает, Их звонам аплодирует опять. И дышит время теми временами, Когда народный гений наш возник: Вновь небо, словно колокол, над нами, И солнце в нем — как пламенный язык. Висят на колокольнях, как обновки, Колокола могучие рядком, Звонарь, сжимая твердые веревки, Глядится разудалым ямщиком!.. Вадим Семернин. «Колокола России» Как уже упоминалось выше, на Всесоюзной студии грамзаписи была произведена запись пла стинки «Архангельские звоны». Александр Мель ников делился своими впечатлениями об этой ра боте, рассказывая следующее: «В 1975 году в Ма лых Карелах появилась необычная экспозиция: „Зво ны Северные". Для нее было собрано множество колоколов северного литья, ярославского, москов ского, голландского... <...> В развитии колокольной музыки сейчас, по словам Ивана Васильевича, существует два на правления — профессиональное и народное. В пер вом случае композиторы пишут музыку, которая исполняется по партитуре. Данилов — продолжа тель народной традиции. Он, как и звонари в про шлом, играет по памяти. А увлекся этим, когда стал работать в музее. Пришлось немало поездить по деревням в поисках звонарей, чтобы найти ис токи, восстановить традиции. Старые люди, уже неспособные подняться на колокольню, часто по луглухие, искренне делились едем, что знали. Теперь Данилов исполняет древние северные звоны и сочи няет свои произведения. Имея большой опыт, 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz