Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ росший близко к природе и северной деревне, он и знал ее не по книгам, потому всю свою жизнь и по­ святил изучению, сохранению и прославлению куль­ туры родного края. Он большой и красивый мог и большое дело поднять, и в малом отличиться, и оста­ ваться при этом очень добрым человеком, никого не обидевшим, не сказавшим грубого слова даже своим недоброжелателям (Данилов..., 2007. С. 21). Это качество мужа подтверждает и вдова Ивана Васильевича Елена Михайловна Дорофеева: «Я не знаю, были ли у Ивана враги, но я не встречала чело­ века, который бы плохо отзывался о нем. ...Были люди, которых он не принимал из-за каких-то их по­ ступков — и просто вычеркивал их из своей жизни. Не осуждал, неругал за глаза, не перемывал косточки. „Я не хочу говорить об этом человеке “, — вот все, что он мог сказать. Те, кого он недолюбливал, часто не догадывались об этом — с ними он был вежлив, даже учтив. Как-то на мой вопрос, почему он так спокойно относится к такой-то — ведь из-за нее у него много неприятностей, он ответил: „Яздорова­ юсь, чтобы освободиться от зла, которое она мне принесла". И меня поразило тогда его мудрое отно­ шение» (Данилов..., 2007. С. 38-39). Борис Галкин, заслуженный артист России, снявшийся вместе с Иваном Даниловым в фильме / —f a Рисунок из книги «Иван Данилов — мастер колокольного звона», 2007 г. «Матвеева радость», светлой памяти звонаря по­ святил своё стихотворение «Путь монаха»: В зимнем небе слышен гром. Долгая дорога... В сердце колким серебром — Холод и тревога. Серебро над всей землей, Высоко и низко... Кто в ладони соберет Колкие слезинки? <...> За спиной, оставив страх, Долго, безутешно Шел, за нас молясь, монах Широко, неспешно... Он вошел в сосновый лес — Серебро — теплее... Понял он, что любит всех, Что любовь мудрее! Но Борис Галкин не только стихотворение по­ святил Ивану Данилову, но и свои воспоминания, о том, как они вместе работали: «Мы познакоми­ лись на съемках художественного фильма (сцена­ рий был написан по произведениям Б. Шергина) „Матвеева радость “. Тогда вместе объездили весь край Беломорья. Иван сразу произвел на меня ко­ лоссальное впечатление. О нем можно рассказы­ вать долго, поделюсь главным. Иван Данилов, архангелогородец, звонарь, огром­ ный, черноволосый и чернобородый человек с едварас­ косыми глазами и доверчивым детским взглядом, на­ половинурусский, наполовину коряк. Иван принял нас на своейродной северной земле, когда мы снимали ху ­ дожественныйфильм„Матвееварадость “порасска­ зам северного писателя Бориса Шергина. Было это в середине восьмидесятых. <... > Когда Иван сочинял, а потом на колоколь­ не в Малых Карелах звонил в девять колоколов свои произведения —он был счастлив. Увы, степень этой радости нам неведома. Однажды в довольно иро­ ничном разговоре одна дама, по профессии музы­ кальныйредактор, сказала: „Вы извините, какой же Вы музыкант без образования? Нужно хотя бы нотный стан вы у чит ьА Иван по-детски искрен­ не, легко и просто, с любовью к букве „О“ответил: „УВас-mo, в Вашем стане — семь нот, а у меня — четыреста!“Самое невероятное, что это действи­ тельно так. Он был гениальным импровизатором. Когда-то для художественного фильма режиссера 2 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz