Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ росший близко к природе и северной деревне, он и знал ее не по книгам, потому всю свою жизнь и по святил изучению, сохранению и прославлению куль туры родного края. Он большой и красивый мог и большое дело поднять, и в малом отличиться, и оста ваться при этом очень добрым человеком, никого не обидевшим, не сказавшим грубого слова даже своим недоброжелателям (Данилов..., 2007. С. 21). Это качество мужа подтверждает и вдова Ивана Васильевича Елена Михайловна Дорофеева: «Я не знаю, были ли у Ивана враги, но я не встречала чело века, который бы плохо отзывался о нем. ...Были люди, которых он не принимал из-за каких-то их по ступков — и просто вычеркивал их из своей жизни. Не осуждал, неругал за глаза, не перемывал косточки. „Я не хочу говорить об этом человеке “, — вот все, что он мог сказать. Те, кого он недолюбливал, часто не догадывались об этом — с ними он был вежлив, даже учтив. Как-то на мой вопрос, почему он так спокойно относится к такой-то — ведь из-за нее у него много неприятностей, он ответил: „Яздорова юсь, чтобы освободиться от зла, которое она мне принесла". И меня поразило тогда его мудрое отно шение» (Данилов..., 2007. С. 38-39). Борис Галкин, заслуженный артист России, снявшийся вместе с Иваном Даниловым в фильме / —f a Рисунок из книги «Иван Данилов — мастер колокольного звона», 2007 г. «Матвеева радость», светлой памяти звонаря по святил своё стихотворение «Путь монаха»: В зимнем небе слышен гром. Долгая дорога... В сердце колким серебром — Холод и тревога. Серебро над всей землей, Высоко и низко... Кто в ладони соберет Колкие слезинки? <...> За спиной, оставив страх, Долго, безутешно Шел, за нас молясь, монах Широко, неспешно... Он вошел в сосновый лес — Серебро — теплее... Понял он, что любит всех, Что любовь мудрее! Но Борис Галкин не только стихотворение по святил Ивану Данилову, но и свои воспоминания, о том, как они вместе работали: «Мы познакоми лись на съемках художественного фильма (сцена рий был написан по произведениям Б. Шергина) „Матвеева радость “. Тогда вместе объездили весь край Беломорья. Иван сразу произвел на меня ко лоссальное впечатление. О нем можно рассказы вать долго, поделюсь главным. Иван Данилов, архангелогородец, звонарь, огром ный, черноволосый и чернобородый человек с едварас косыми глазами и доверчивым детским взглядом, на половинурусский, наполовину коряк. Иван принял нас на своейродной северной земле, когда мы снимали ху дожественныйфильм„Матвееварадость “порасска зам северного писателя Бориса Шергина. Было это в середине восьмидесятых. <... > Когда Иван сочинял, а потом на колоколь не в Малых Карелах звонил в девять колоколов свои произведения —он был счастлив. Увы, степень этой радости нам неведома. Однажды в довольно иро ничном разговоре одна дама, по профессии музы кальныйредактор, сказала: „Вы извините, какой же Вы музыкант без образования? Нужно хотя бы нотный стан вы у чит ьА Иван по-детски искрен не, легко и просто, с любовью к букве „О“ответил: „УВас-mo, в Вашем стане — семь нот, а у меня — четыреста!“Самое невероятное, что это действи тельно так. Он был гениальным импровизатором. Когда-то для художественного фильма режиссера 2 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz