Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО дагогический институт им. М. В. Ломоносова, ис­ торический факультет. С 1975 года стал работать в Архангельском музее деревянного зодчества «Малые Карелы» сна­ чала научным сотрудником, потом —14 лет —глав­ ным хранителем. Был членом ученого совета музея. С этого же года стал заниматься и колокольными звонами, подключившись к работе А. Н. Давыдова, но в группу звонарей, которых готовил В. В. Ло- ханский, не входил, учился звонить сам. И так пре­ успел в этом, что не только восстановил празднич­ ные колокольные звоны Архангельского Севера, но и сочинял свои музыкальные произведения, отра­ батывая технику игры на деревянной звоннице, оборудованной 6-12 колоколами. Его колокольная музыка использовалась в ис­ торических художественных фильмах «Дым Оте­ чества» (1979), «Россия молодая» (1983), «Матве­ ева радость» (1985). Вмультипликационных филь­ мах по сказкам Б. Шергина и С. Писахова «Архан­ гельские новеллы». Снимался в научно-популяр- ных фильмах «Звоны северные» (1986) и «Зову живых» (1987). На Всесоюзной фирме грамзапи­ си «Мелодия» вышли две пластинки со звонами Данилова: «Звоны Северные» (1982) и «Архан­ гельские колокола» (1989). Звоны катятся, как встарь, С заповедной колокольни. Образованный звонарь Знает школы все и корни. Здесь наукой занят он, Предан ей душой и телом, Реставрированный звон — Это только между делом. Увлеченности — хвала! И под сильными руками Вот уже колокола Разговаривают сами. Он их всех пускает в ход, Крепко держит эти нити. — Одного недостает, — Объясняет, — извините... Весел, молод, бородат, Как его возможный прадед... Это стихотворение под названием «Заповедник деревянного зодчества» посвятил Ивану Данило­ ву Константин Ваншенкин, и надо сказать про предка —поэт не ошибся, потому как мать звонаря вспоминала, что по ее линии прадеды сына были священниками, от которых Ивану передался тихий говор, негромкий смех ( Данилов..., 2007. С. 11). Доктор филологических наук из Архангельска Елена Шамильевна Галимова писала, что родите­ ли дали сыну имя, которое для всех народов зву­ чит как синоним слова «русский». И задаётся воп­ росом, то ли это судьба —по имени, то ли имя —по судьбе, но так или иначе, в «...Иване Даниле во всей полноте проявились черты, присущие русскому че­ ловеку в его каком-то самом сокровенном, сущнос­ тном воплощении. Это сочетание наивности и муд­ рости, широты замыслов и непредсказуемости по­ ступков, стремления к глобальным свершениям во благо всего человечества и собственной неприкаян­ ности, неумения устроить свою жизнь, силы и без­ защитности, природного артистизма и застенчи­ вой неуклюжести, эти контрасты, сопряжение которых удивительным образом создаёт личность цельную и гармоничную, определяет суть Ивана Данилова как явление русского национального ха ­ рактера » (Данилов..., 2007. С. 11). Галимову в оценке характеристики Ивана Да­ нилова поддерживает и Наталья Николаевна Чура- кова, проработавшая в Малых Карелах двадцать лет, и говоря о Данилове как гармоничном человеке. Вы\ Звонарь Иван Данилов Рисунок Е. Н.Зимирев из книги «Иван Данилов мастер колокольного звона», 2 0 0 7 г. 273

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz