Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ зывая на обломок старого колокола, —это лом очень старинного колокола, который давал звуки, не имеющие себе подобных, —это был небесный звон! — Колокола, — продолжал он, —настоящая цер ковная музыка! Они вышли как раз над площадкой в большую крытую галерею, над которой поднима ются башни, Карэ, улыбнулся и показал целый на бор маленьких колоколов, размещенных на доске между двумя столбами. Он дергал веревки, вызы вая из меди хрупкий перезвон и, восхищенный, при слушивался к легким переходам нот, поглощаемых туманом. Внезапно он отбросил веревки. — Когда-то мной завладела мысль, — сказал он, —захотелось воспитать здесь учеников; но ни кому нет охоты изучать ремесло, которое дает все меньше и меньше: теперь даже на свадьбах не зво нят и никто больше не влезает на башни». На следующих страницах книги Гюйсмана про звонаря говорит герой романа Эрми: «Карэ продер жится еще несколько лет. Католическое духовен ство уже допустило провести в церкви газ и котит тем, что заменит колокола сильными звонками. Бу дет очень мило: электрические провода свяжут их; получится настоящий протестанский звон, ко роткий призыв, резкое приказание. Карэ погибнет, потеряв свои колокола. А все-таки забавно, — та кая привязанность человека к вещи, которую он сам оживляет. Положим, колокол, правда, особый ин струмент. Его крестят, как человека и освящают миропомазанием; согласно параграфу требника, епископ освящает внутренность егочаши семью кре стообразными помазаниями освященныммаслом; его утешающий голос доносится до умирающих и под держивает их в минуты последнего ужаса. Притом колокол — глашатай церкви, ее вне шний голос; как священник —голос внутренний. Это не просто кусок бронзы, перевернутая и качающа яся ступка. Прибавлю, что колокола с годами ста новятся лучше; их пение делается полнозвучнее и шибче; они теряют едкий букет, незаконченность звука. Этим, отчасти можно объяснить, что к ним привязываются». Встречавшийся уже Дюрталь рассказывает: «— Я знаю наверное только то, что живя в мо настырском квартале, на улице, где воздух с ран него утра колеблется от благовеста, я во время болезни ожидал по ночам утреннего призыва коло колов, как освобождения. На заре меня укачивало какое-то баюканье, лелеяла таинственная, отда ленная ласка. Я был убежден, что люди молятся за других и значит и за меня; я чувствовал себя менее одиноким. Это верно, что звуки колоколов созданы для больных, измученных бессонницей. — Не только для больных, — возразил Эрми, — колокола успокаивают мятежные души. На одном из них была надпись: „рако сгисШоз “—„умиротво ряю озлобленных“. Этотразговор вспомнилсяДюрталю, и вечером один он размечтался, лежа в постели. Фраза зво наря, что колокольный звон есть истинная музыка церкви, несколько раз возвращалась. Улетев внезапно на несколько веков назад, его мечта вызывала среди медленно движущихся вере ниц средневековых монахов, коленопреклоненную группу верующих, откликающихся на призывы Ан- гелюса. Ожили все подробности старых богослужений, которые он знал когда-либо: благовест к заутрени, перезвон, рассыпающийся, как шарики четок, над извилистыми тесными улицами с острыми ба шенками, с каменными балюстрадами, с зубчаты ми стенками, перезвон, поющий в часы богослуже ний, чествующий радость города звонким смехом маленьких колокольчиков, откликающийся на его скорбь тяжелым рыданием больших колоколов. Тогда были звонари — художники, истинные знатоки гармонии, которые отражали душевное со стояние города в этих воздушных траурах и радо стях. И самый колокол, которому они служили; как покорные сыновья, как верные слуги, становился, по образу церкви, доступным и смиренным » (Оловя нишников, 2003. С. 278-281). Памяти Ивана Васильевича Данилова Иван Васильевич Данилов родился 21 октяб ря 1952 года в Ленинграде, где в Институте наро дов Севера училась приехавшая с Камчатки его мама, Серафима Вячеславовна. Детство и юность проходили в посёлке Белушье, куда после инсти тута была направлена работать его мама, и в селе Сура, на родине отца, Василия Ивановича. И по сёлок, и село находились в Архангельской облас ти. Окончил Архангельский государственный пе 272
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz