Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО дом / Осыпают звуки душу»1. А в стихотворении «Пасха» у него: «Просыпается совесть, и в колокол память звонит,/ И звучит в православных церквях сбереженное Слово». Как видим, трудно живется лирическому герою Николая в постоянной борьбе с самим собой, наверно, поэтому сам автор после дние годы частенько бывает в Трифонов-Печенг- ском монастыре, получая душевное очищение. ...А за речкою - кресты монастырские — Царства Божьего земная околица. С колоколенки слышны звоны чистые: Хорошо, когда о нас кто-то молится. Колычев Николай. «Белый-белый дым костра над палатками...» В истории Трифонов-Печенгского монастыря известен факт хождения Трифона в Москву к царю Иоанну Грозному за утвердительной грамотой: «встретив царя на пути в церковь, он подал ему челобитную и 22 ноября 1556 г. Получил от него жалованную грамоту и... подарки: колокола и цер ковную утварь » (Печенгский монастырь в Лаплан дии, 1901. С. 127). «Бездна» Гюйсмана В романе Ж. К. Гюйсмана «Бездна», автор рас сказывает о звонаре колокольни St Sulpacie Карэ, влюбленного в свои колокола и поддерживающего традицию вымирающего искусства, окруженного средневековыми сочинениями о колоколах и совер шенно забывшего о жизни, текущей внизу с высоты своей колокольни: «Нагнувшись над пропастью, Дюртальразличал теперь под своими ногами громад ные колокола, подвешенные на дубовых, окованных железом поперечинах, массивные колокола из тем ной бронзы, поглощавшей, ее отражая, лучи света. А над головой у себя, отклоняясь, он увидел дру гую бездну и новые сонмища колоколов; снаружи на них были отлиты выпуклые изображения еписко пов, а внутри отсвечивало золотистым блескомме стечко, натертое языком колокола. Ничто не двигалось; но ветер щелкал лежащи ми створками резонаторов, крутился в деревянной клетке, выл в изворотах лестницы, врывался в оп- ' Колычев Николай. «Теплый взгляд, лучистый, томный». Николай Колычев и Дмитрий Коржов на звоннице Свято-Вознесенского кафедрального собора в г. Мончегорске Мурманской области Фото Л. Федосеева рокинутые чаши колоколов. Вдруг легкое прикос новение, тихое веяние менее резкого ветра скольз нуло по его щекам. Он поднял глаза, один из колоколов боролся с вет ром, начиная раскачиваться. И вдруг зазвонил, за качался и язык его, похожий на гигантскую кочергу, будил в бронзе ужасные звуки. Башня дрожала; зак раина, на которой он стоял, колебалась, как пол иду щего поезда. Чудовищное рычание лилось непрерыв но, разбиваемое грохотом и треском новых ударов. Он напрасно исследовал потолок башни; он ни кого не нашел; наконец, заметил ногу, протянутую в воздухе и раскачивающую две деревянные педали, привязанные снизу к каждому колоколу. Он почти лег на балку и рассмотрел, наконец, звонаря, качав шегося над бездной, придерживающегося руками за двежелезные скобы, устремленными к небу взором». Далее устами звонаря Карэ уже говорит сам Гюйсман. «Знаете ли, с колоколами в католиче ском мире уже кончено, или вернее — звонарей нет больше. Сейчас звонят мальчишки угольщиков, кро вельщики, каменщики, бывшие пожарные, нанятые за франк на площади. Вот, —продолжал Карэ, ука 271
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz