Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ котором один колокол звук другому отдает, зна менуя полноту славы Господней. Когда ученик начинает звон и затем резко об рывает его, строго говорит, что за это надо сбра сывать с колокольни. Если начал —не останав ливайся, сбился —не паникуй, выходи на ритм. Педаль отвалится —работай рукой, кровь потек ла —грызи зубами, во всём проявляя мастерство и личность звонаря! Владимир Петровский создал и исполнил для грамзаписи такие музыкальные пьесы, как «Памя ти Высоцкого», «Рассказ монаха», «Наваждение», «Русь деревянная». И если «Рассказ монаха» это зримость, картинность музыкальных образов, то «Наваждение» —мир интеллекта, сложное психо логическое состояние. «Русь деревянная» —напол нена оптимистическим мироощущением. Так образность, созданная на колокольном фольклоре в произведениях Петровского, сочета ется с программно-изобразительными элементами колокольных звонов. Владимир Петровский дает ученикам порабо тать самостоятельно, позвонить, а сам беседует с корреспонденткой Н. Хлебниковой. Говорит о том, что эти колокола —новоделы, и, к сожале нию, потенциальные возможности их еще не ис пользованы, ведь акустика здесь изумительная: с одной стороны природный резонатор —гора, с другой —озеро. А на слова Хлебниковой о том, что мончегор цы и до сих пор спорят об архитектуре храма, ска зал, что и ему близка византийская пышная кра сота церкви. Мончегорский храм понравился, в нем, как ни странно, помпезность сочетается с про стотой. Храм напоминает сказку, нечто пушкин ское. Сказал, что видел все храмы в Архангельско- Мурманской епархии, и среди действующих ниче го подобного нет, за исключением, может, только Соловецкого. А то, что храм на окраине, идти да леко —это хорошо. Не на базар бежишь —покло ниться идешь, преодолевая путь, —это правильно. Покровский не просто звонарь, он профессио нальный музыкант, 15 лет занимавшийся джазом. Пробовал себя экскурсоводом, а увлекся колоко лами... Близка ему и сольная игра, для этого он и собственную передвижную колоколенку соорудил, с которой в праздниках участвует. Думает выпус тить компакт-диск. КОЛычев и его «Звонарь» Остановимся подробнее на стихотворении «Звонарь» мурманского поэта Николая Колычева, о котором Виктор Тимофеев написал следующее: «Это как знак судьбы: KOJIa, КОЛвица, КОЛьский полуостров, КОЛычев, КОЛя, НиКОЛай... Не слу чайно в его стихотворениях неоднократно вырас тают северные колокольни, звучат колокола... Так родная история поставила перед очередным рус ским талантом соответствующую задачу: Русская Трагедия. Лирическая поэзия Колычева обрела тра гедийное, колокольное, набатное, великомучениче ское звучание...»- (Знак судьбы, 2005. С. 4). Мне снился гулкий колокольный звон И виделось неведомое что-то. Я закричал — и непонятный сон Сменила явь холодных капель пота... <...> Метался, бился зыбкий свет в окне, Ударам в такт качал деревья ветер. Перекликаясь, плакали во мне Колокола, которых нет на свете. Кололась ночь, как черная скала. Я зря к ушам прикладывал ладони. Колокола! Зашлись колокола По Николаю Колычеву в стоне... Его стихи проникнуты болью за Россию. И это дано ему чувствовать «ухом и сердцем, и кожею», что не могут услышать, почувствовать другие. И понял я тогда, что обречен Увидеть мир за гранью восприятья, Что эта тьма —лишь звонаря зрачок, А этот сон — велик и необъятен. <...> То гулко, то звончее, чем хрусталь, Звучат колокола светло и строго. Во мгле веков звонит, звонит звонарь. И смотрит в небеса. И видит Бога. «Мир за гранью восприятья»... Тяжело душе справляться с тем, что смертельно ее давит. «И хо чется плакать и каяться » или молиться «Господи, дай пробуждение нам ранее смерти». Плачет у Ни колая и сам колокол: « С куполов небес береза/Про тянула чуткий лучик,/звонким языком мороза/ Тро нув колокол плакучий/ Светлым тоном, чистым ла- 270
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz