Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ котором один колокол звук другому отдает, зна­ менуя полноту славы Господней. Когда ученик начинает звон и затем резко об­ рывает его, строго говорит, что за это надо сбра­ сывать с колокольни. Если начал —не останав­ ливайся, сбился —не паникуй, выходи на ритм. Педаль отвалится —работай рукой, кровь потек­ ла —грызи зубами, во всём проявляя мастерство и личность звонаря! Владимир Петровский создал и исполнил для грамзаписи такие музыкальные пьесы, как «Памя­ ти Высоцкого», «Рассказ монаха», «Наваждение», «Русь деревянная». И если «Рассказ монаха» это зримость, картинность музыкальных образов, то «Наваждение» —мир интеллекта, сложное психо­ логическое состояние. «Русь деревянная» —напол­ нена оптимистическим мироощущением. Так образность, созданная на колокольном фольклоре в произведениях Петровского, сочета­ ется с программно-изобразительными элементами колокольных звонов. Владимир Петровский дает ученикам порабо­ тать самостоятельно, позвонить, а сам беседует с корреспонденткой Н. Хлебниковой. Говорит о том, что эти колокола —новоделы, и, к сожале­ нию, потенциальные возможности их еще не ис­ пользованы, ведь акустика здесь изумительная: с одной стороны природный резонатор —гора, с другой —озеро. А на слова Хлебниковой о том, что мончегор­ цы и до сих пор спорят об архитектуре храма, ска­ зал, что и ему близка византийская пышная кра­ сота церкви. Мончегорский храм понравился, в нем, как ни странно, помпезность сочетается с про­ стотой. Храм напоминает сказку, нечто пушкин­ ское. Сказал, что видел все храмы в Архангельско- Мурманской епархии, и среди действующих ниче­ го подобного нет, за исключением, может, только Соловецкого. А то, что храм на окраине, идти да­ леко —это хорошо. Не на базар бежишь —покло­ ниться идешь, преодолевая путь, —это правильно. Покровский не просто звонарь, он профессио­ нальный музыкант, 15 лет занимавшийся джазом. Пробовал себя экскурсоводом, а увлекся колоко­ лами... Близка ему и сольная игра, для этого он и собственную передвижную колоколенку соорудил, с которой в праздниках участвует. Думает выпус­ тить компакт-диск. КОЛычев и его «Звонарь» Остановимся подробнее на стихотворении «Звонарь» мурманского поэта Николая Колычева, о котором Виктор Тимофеев написал следующее: «Это как знак судьбы: KOJIa, КОЛвица, КОЛьский полуостров, КОЛычев, КОЛя, НиКОЛай... Не слу­ чайно в его стихотворениях неоднократно вырас­ тают северные колокольни, звучат колокола... Так родная история поставила перед очередным рус­ ским талантом соответствующую задачу: Русская Трагедия. Лирическая поэзия Колычева обрела тра­ гедийное, колокольное, набатное, великомучениче­ ское звучание...»- (Знак судьбы, 2005. С. 4). Мне снился гулкий колокольный звон И виделось неведомое что-то. Я закричал — и непонятный сон Сменила явь холодных капель пота... <...> Метался, бился зыбкий свет в окне, Ударам в такт качал деревья ветер. Перекликаясь, плакали во мне Колокола, которых нет на свете. Кололась ночь, как черная скала. Я зря к ушам прикладывал ладони. Колокола! Зашлись колокола По Николаю Колычеву в стоне... Его стихи проникнуты болью за Россию. И это дано ему чувствовать «ухом и сердцем, и кожею», что не могут услышать, почувствовать другие. И понял я тогда, что обречен Увидеть мир за гранью восприятья, Что эта тьма —лишь звонаря зрачок, А этот сон — велик и необъятен. <...> То гулко, то звончее, чем хрусталь, Звучат колокола светло и строго. Во мгле веков звонит, звонит звонарь. И смотрит в небеса. И видит Бога. «Мир за гранью восприятья»... Тяжело душе справляться с тем, что смертельно ее давит. «И хо­ чется плакать и каяться » или молиться «Господи, дай пробуждение нам ранее смерти». Плачет у Ни­ колая и сам колокол: « С куполов небес береза/Про­ тянула чуткий лучик,/звонким языком мороза/ Тро­ нув колокол плакучий/ Светлым тоном, чистым ла- 270

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz