Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО ке, ведь ему частенько приходится подниматься по древним истертым ступеням, например, колоколь ни Ивана Великого, по которым восходили на звон ницу Василий III, Иван Грозный... или Наполеон осматривать якобы покоренную им Москву, зво нить в колокола шестнадцатого века, слышать тот же звук, что издавали колокола полтысячелетия назад! Татьяна Харламова в статье «Колоколами по депрессии» рассказывает о том, что по словам Иго ря Васильевича, с тех пор, как он стал звонить, за был о хворях, ни один вирус его не берет. И более того: Коновалов серьезно утверждает, что коло кольный звон исцеляет от болезней. Поднимается звонарь на колокольню больным, простуженным, а спускается здоровым и бодрым. И есть у него мечта —убрать весь городской транспорт за пределы Садового кольца да возоб новить звоны на всех московских колокольнях. Вот тогда бы Москва смогла стать настоящей лечебни цей. Ведь не случайно в прошлые века столица практически не знала эпидемий гриппа. Владимир Петровский в Мончегорске Когда в Мончегорске Мурманской области воз водился Свято-Вознесенский кафедральный со бор, на праздник Троицы для жителей города был устроен необычный концерт - уставные звоны Русской Православной церкви. Исполнил их при глашенный в Мончегорск архангелогородский зво нарь Владимир Петровский на колокольне с девя тью колоколами (теперь их двенадцать) в откры той звоннице с окнами и кокошниками в высоком шатре. Тогда, в 1995-м, перед самым торжеством со звонницы собора был украден самый маленький колокол. И пришлось Владимиру Петровскому и А. А. Дианову хватать такси и ехать в Оленегорск за новым. Привезли замену, хотя новичок оказал ся другой тональности. Однако позже украденный колокол был подкинут к старой церкви, видимо воров совесть заела, не захотели брать грех на душу (Тимофеева, 2001. С. 33). В статье «Я не новый русский» Н. Хлебникова писала, что Владимир Петровский, наставляя сво его ученика Василия, предлагал попробовать само му исполнить погребальный звон, проводить усоп шего в другой мир, как Харон, перевезти душу че рез «реку мертвых». Поучал: покойника оплакива ют, и ты должен печалиться вместе с близкими, но в то же время подниматься над этой скорбью, по нимая: слава Богу, отмучился человек. Для него каждый звон —выражение самой сущ ности звонаря, начиная от интеллекта и заканчи вая его духовностью. Говорил, что звон не должен красить, он должен помогать, потому что не тот звонарь, кто ловко в колокол ударяет, а тот, кто способствует. Безусловно, должна быть и техни ка, и виртуозность, но в конечном итоге звон на столько пойдет, насколько исполнитель духовен. Это он на себе испытал. Начинал с красивости, выстраивая там-там-тили-бом, а батюшки смиря ли. Теперь понимает: играть надо не на колоколь не, а в музее, на концерте. Звонарей сейчас разве лось... Это в 88-м году их было человек десять, а теперь десять тысяч... С иным поговоришь, а он внутри —пустой. И далее поучает Василия, предлагая перейти к водосвятному —торжественному перезвону, при в Свято-Вознесенский кафедральный собор г. Мончегорске Мурманской области. Рисунок С. Абариной из книги И. Ядринцевой «Главный город Монче-тундры», 2 00 2 г. 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz