Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО ке, ведь ему частенько приходится подниматься по древним истертым ступеням, например, колоколь­ ни Ивана Великого, по которым восходили на звон­ ницу Василий III, Иван Грозный... или Наполеон осматривать якобы покоренную им Москву, зво­ нить в колокола шестнадцатого века, слышать тот же звук, что издавали колокола полтысячелетия назад! Татьяна Харламова в статье «Колоколами по депрессии» рассказывает о том, что по словам Иго­ ря Васильевича, с тех пор, как он стал звонить, за­ был о хворях, ни один вирус его не берет. И более того: Коновалов серьезно утверждает, что коло­ кольный звон исцеляет от болезней. Поднимается звонарь на колокольню больным, простуженным, а спускается здоровым и бодрым. И есть у него мечта —убрать весь городской транспорт за пределы Садового кольца да возоб­ новить звоны на всех московских колокольнях. Вот тогда бы Москва смогла стать настоящей лечебни­ цей. Ведь не случайно в прошлые века столица практически не знала эпидемий гриппа. Владимир Петровский в Мончегорске Когда в Мончегорске Мурманской области воз­ водился Свято-Вознесенский кафедральный со­ бор, на праздник Троицы для жителей города был устроен необычный концерт - уставные звоны Русской Православной церкви. Исполнил их при­ глашенный в Мончегорск архангелогородский зво­ нарь Владимир Петровский на колокольне с девя­ тью колоколами (теперь их двенадцать) в откры­ той звоннице с окнами и кокошниками в высоком шатре. Тогда, в 1995-м, перед самым торжеством со звонницы собора был украден самый маленький колокол. И пришлось Владимиру Петровскому и А. А. Дианову хватать такси и ехать в Оленегорск за новым. Привезли замену, хотя новичок оказал­ ся другой тональности. Однако позже украденный колокол был подкинут к старой церкви, видимо воров совесть заела, не захотели брать грех на душу (Тимофеева, 2001. С. 33). В статье «Я не новый русский» Н. Хлебникова писала, что Владимир Петровский, наставляя сво­ его ученика Василия, предлагал попробовать само­ му исполнить погребальный звон, проводить усоп­ шего в другой мир, как Харон, перевезти душу че­ рез «реку мертвых». Поучал: покойника оплакива­ ют, и ты должен печалиться вместе с близкими, но в то же время подниматься над этой скорбью, по­ нимая: слава Богу, отмучился человек. Для него каждый звон —выражение самой сущ­ ности звонаря, начиная от интеллекта и заканчи­ вая его духовностью. Говорил, что звон не должен красить, он должен помогать, потому что не тот звонарь, кто ловко в колокол ударяет, а тот, кто способствует. Безусловно, должна быть и техни­ ка, и виртуозность, но в конечном итоге звон на­ столько пойдет, насколько исполнитель духовен. Это он на себе испытал. Начинал с красивости, выстраивая там-там-тили-бом, а батюшки смиря­ ли. Теперь понимает: играть надо не на колоколь­ не, а в музее, на концерте. Звонарей сейчас разве­ лось... Это в 88-м году их было человек десять, а теперь десять тысяч... С иным поговоришь, а он внутри —пустой. И далее поучает Василия, предлагая перейти к водосвятному —торжественному перезвону, при в Свято-Вознесенский кафедральный собор г. Мончегорске Мурманской области. Рисунок С. Абариной из книги И. Ядринцевой «Главный город Монче-тундры», 2 00 2 г. 269

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz