Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ шего вечерня... А ты слышишь? Я тоже слышу — другие не слышат... Хорошо тут, — продолжал он мечтательно. — Особливо в праздник. Слышали вы, как я звоню? В вопросе звучало наивное тщеславие. —Приезжайте послушать. Отец Памфилий... Вы не знаете отца Памфилия? Он для меня нароч­ но эти два подголоска выписал. Он отделился от стены и любовно погладил р у ­ кой два небольших колокола, еще не успевших по­ темнеть, как другие. — Славные подголоски... Так тебе и поют, так и поют... Особливо на пасху. Он взял в руки веревки и быстрыми движения­ ми пальцев заставил задрожать оба колокола мел­ кою мелодической дробью; прикосновения языков были так слабы и вместе так отчетливы, что пе­ резвон был слышен всем, но звук наверное, не рас­ пространялся дальше площадки колокольни. —А тут тебе вот этот —бу-ух. бу-ух, бу-ух... Теперь его лицо осветилось детскою радостью, в которой, однако, было что-то жалкое и больное (Короленко, 1987.). <...> За фортепьяно, в минуты наибольшей непосредственности, в его игру часто вплетался Игорь Коновалов. Фото В. Нарожного теперь мелкий перезвон колоколов и протяжные вздохи меди на высокой колокольне..» (Короленко, 1987. С. 112-113, 115). У архангельской поэтессы Елены Кузьминой своя история о звонаре, который еще и истопник «без ранней выпивки слабея,/ приветствуя архи­ ерея,/ раскачивал колокола». Звучащая история Игоря Коновалова Москвич Игорь Васильевич Коновалов родил­ ся в 1959 году, в православной семье. Увлечение колокольными звонами пришло в 14 лет, а в 25 на­ чинает серьезное изучение искусства колокольно­ го звона. Принимает участие в оборудовании мно­ гих колоколен обителей и храмов. Является стар­ шим звонарем Московской Патриархии и возглав­ ляет ансамбли звонарей Кремля и храма Христа Спасителя, директор Школы колокольного мастер­ ства, преподаёт, занимается научными исследова­ ниями, работает над воссозданием колокольных наборов церквей и монастырей России и зарубе­ жья. Такова краткая характеристика звонаря, бла­ годаря которому в разных городах совре­ менной России обрели голоса сотни ко­ локолен, в том числе и главная звонница страны. Звонил Коновалов в какие-нибудь предметы с детства. А когда у мальчиш­ ки появился собственный магнитофон, стал лазить с ним по крышам вокруг Ело­ ховского собора и записывать звоны. За­ тем устроился звонарем в Свято-Дани- лов монастырь. Стоял у истоков созда­ ния в 1989 году при издательском отде­ ле Московской Патриархии общества церковных звонарей. Начинал звонить «с руки»: ездил в Псково-Печерский монастырь, где звон практически не прекращался, в Троице- Сергиеву лавру, по сёлам, изучая строе­ ние колокола, традиции установки их на звонницах, архитектуру, слушал и коло­ кольные звоны, которые для Коновало­ ва не просто атрибут православия, это живые свидетели нашей истории в зву­ 268

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz