Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО Возрождение звонарного искусства Руководитель звонарей Московского храма Христа Спасителя Николай Иванович Завьялов, приезжавший в Мурманск настраивать колокола храма Спаса на водах, вспомнил о своем учителе — знаменитом московском звонаре Владимире Маш­ кове, который и родился под колокольный звон, и патриарх Никон его по головке гладил, и при царе Николае звонил. В возрасте 93-х лет поднимался звонарь на колокольню «и звонил так, что душа плакала». Колокола старец красиво называл «по­ ющей иконой», стихи о них читал: « Молюсь и ка­ юсь я, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого» (Остапова, 2002. С, 6). В блестках туманится лес, В тенях меняются лица, В синюю пустынь небес Звоны уходят молится... Звоны, возьмите меня! Сердце так слабо и сиро, Пыль от сверкания дня Дразнит возможностью мира. Что он сулит этот зов? Или и мы там застынем, Как жемчуга островов Стынут по заводям синим?.. Иннокентий Анненский. «Закатный звон в поле» Рассказывал Завьялов, что у звонарей и свои ритуалы есть: одни перед звоном целуют колоко­ ла, другие до и после звона особые молитвы чита­ ют, а опытный звонарь и во время звона молиться способен. А еще, по словам Николая Ивановича, звонарь без куража, не звонарь: «Когда по­ чувствуешь песню, схватишь ее и не замечаешь ни­ чего вокруг...» (Остапова, 2002. С. 6). Кое-какие навыки Завьялов за короткий срок сумел передать и мурманскому ученику - контракт­ нику старшему матросу Артуру Рудневу, который при этом внимал каждому слову мастера: «О том, что в Мурманск приехал известный на всю страну звоновед, Руднев узнал от настоятеля храма Спа- В ожидании сигнала Ивана Великого Художник В. Рассохин са на водах протоиерея Андрея Амелина (бывшего морского офицера), которому жаловался на свою жизнь. Мол, 35 лет скоро, а ничего на земле так и не сделал, ничему особому не научился. Теперь Ар­ туру предстоит стать первым профессиональным звонарем на Кольской земле» (Остапова, 2002. С. 6). Артур говорил, что когда совершал паломничество в Псково-Печерский монастырь, у него невыно­ симо разболелся зуб. Вот ему и рассказали, что исцелить зубную боль может в этих условиях толь­ ко колокольный звон. Для того, чтобы услышать его, Артур встал засветло, потому как монашеская служба начиналась рано, и когда колокольные переливы раздались, боль на самом деле отошла. Среди неба, среди огнеликого Чистым звоном Твоим поклонюсь, С колокольни Ивана Великого Вижу всю Православную Русь. Там, где небо, —ей мало простора, Там, где бездна, — и бездны ей нет... Продолжение Божьего взора — Белый свет на две тысячи лет. 265

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz