Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Освящение колоколов храма Спаса на водах в г. Мурманске. Фото Е. Коваленко „О еже гласом звоненш его утолитися и пред- стати всем ветром земным, бурям же громам и молниям и всем вредным безвредиям и злораство- ренным воздухом. О еже отогнати всю силу ковар ства и навета невидимые врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих“. Вот какой вели кой благодатной силой должны обладать освящен ные колокола. Не зря народное предание утверж дает, что заслышив звон колоколов, дьявол тотчас бежит со всех ног от человека». Надпись на самом большом из нынешних ко локолов — Благовещенском, весом в 100 пудов, гласит: «Слит колокол сей для храма Благовещения села Павловская Слобода по благословению Высо- копреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, благодеяниями Влади мира Сергеевича Федорова, Александра Сергееви ча Зиновьева, Юрия Валентиновича Смирнова, Алексея Александровича Горового, трудами и тща нием прихожан, причта и настоятеля священника Владислава Провоторова в лето 1999 от Рожде ства Христова». «Ивот уже нашегоразвалистого увалъня-вели- кана, названного в честь храма Благовещенский, привязывают к стрелке крана, и она слегка припод нимает его —пока лишь только на высоту челове ческогороста. Отец Владислав, перекрестясь, рас качивает било и отпускает его. Все кругом в ожи дании замирает. Раздается мощный, сильный глас новорожденного. Колокол обрел язык и сказал свое первое слово. Именно колокольный звон благовест- ника народ наш уподобил гласу Божию. Воистину есть в этих низких певучих звуках нечто необъяс нимое, сокровенное, что можно сравнить, наверное, только с любовью, трепетной, богоданной » (Пет рушина, 2000. С. 10-11). Так один за другим были подняты на звонни цу Благовещенского храма все одиннадцать коло колов. И каждый из них, по словам Ларисы, пер вый раз в жизни приветствовал народ своим голо сом. Трудное дело —восстанавливать колокола, но благодатное и святое, так как теперь благодаря ко локолам звонницы Павловской Слободы будет ог лашаться дивным, благозвучным, малиновым зво ном вся округа... ААлиса Прозорова сообщает, что колокольный звон Исаакиевского собора в Петербурге был тем примечателен, что колокола размещались не на одной колокольне, а на четырех, находившихся друг от друга на расстоянии 40 метров. Слажен ность звучания их, точно висели на одной коло кольне, шла от большого мастерства двенадцати звонарей (Прозорова, 2000. С. 31). А какая грусть чувствуется в стихотворении Риммы Казаковой «У старых, старых стен...». Сло ва «давний», «минувших», «умолкшего былого» навевают некую тоску, о том, что давно утрачено: «Есть старых стен уют, / всегдашний, сверхвче- рашний, / и нам, как предкам, бьют / колокола на башне...». Кажется, поэтесса слышит их звон, но чи татель понимает, что он случаен, большинство звонниц тогда еще стояли без колоколов... Не обошел стороной тему колоколов и коло кольни поэт и прозаик мурманчанин Дмитрий Кор жов. Причем на разных этапах творчества колокола в его стихах «звучат» по-разному. Не раз уже в са мых ранних произведениях образ звучащего коло кола становится центральным, стержневым для ис тории, которую рассказывает нам автор. В частно сти, в стихотворении о Вологде —«Мне, наверное, Вологда вспомнится...» —таковыми становятся во логодские звонницы, отраженные в студеной воде местных рек, которые кажутся лирическому герою неким Китежем, колокольни которого звучат глу- 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz