Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Освящение колоколов храма Спаса на водах в г. Мурманске. Фото Е. Коваленко „О еже гласом звоненш его утолитися и пред- стати всем ветром земным, бурям же громам и молниям и всем вредным безвредиям и злораство- ренным воздухом. О еже отогнати всю силу ковар­ ства и навета невидимые врагов от всех верных своих, глас звука его слышащих“. Вот какой вели­ кой благодатной силой должны обладать освящен­ ные колокола. Не зря народное предание утверж­ дает, что заслышив звон колоколов, дьявол тотчас бежит со всех ног от человека». Надпись на самом большом из нынешних ко­ локолов — Благовещенском, весом в 100 пудов, гласит: «Слит колокол сей для храма Благовещения села Павловская Слобода по благословению Высо- копреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, благодеяниями Влади­ мира Сергеевича Федорова, Александра Сергееви­ ча Зиновьева, Юрия Валентиновича Смирнова, Алексея Александровича Горового, трудами и тща­ нием прихожан, причта и настоятеля священника Владислава Провоторова в лето 1999 от Рожде­ ства Христова». «Ивот уже нашегоразвалистого увалъня-вели- кана, названного в честь храма Благовещенский, привязывают к стрелке крана, и она слегка припод­ нимает его —пока лишь только на высоту челове­ ческогороста. Отец Владислав, перекрестясь, рас­ качивает било и отпускает его. Все кругом в ожи­ дании замирает. Раздается мощный, сильный глас новорожденного. Колокол обрел язык и сказал свое первое слово. Именно колокольный звон благовест- ника народ наш уподобил гласу Божию. Воистину есть в этих низких певучих звуках нечто необъяс­ нимое, сокровенное, что можно сравнить, наверное, только с любовью, трепетной, богоданной » (Пет­ рушина, 2000. С. 10-11). Так один за другим были подняты на звонни­ цу Благовещенского храма все одиннадцать коло­ колов. И каждый из них, по словам Ларисы, пер­ вый раз в жизни приветствовал народ своим голо­ сом. Трудное дело —восстанавливать колокола, но благодатное и святое, так как теперь благодаря ко­ локолам звонницы Павловской Слободы будет ог­ лашаться дивным, благозвучным, малиновым зво­ ном вся округа... ААлиса Прозорова сообщает, что колокольный звон Исаакиевского собора в Петербурге был тем примечателен, что колокола размещались не на одной колокольне, а на четырех, находившихся друг от друга на расстоянии 40 метров. Слажен­ ность звучания их, точно висели на одной коло­ кольне, шла от большого мастерства двенадцати звонарей (Прозорова, 2000. С. 31). А какая грусть чувствуется в стихотворении Риммы Казаковой «У старых, старых стен...». Сло­ ва «давний», «минувших», «умолкшего былого» навевают некую тоску, о том, что давно утрачено: «Есть старых стен уют, / всегдашний, сверхвче- рашний, / и нам, как предкам, бьют / колокола на башне...». Кажется, поэтесса слышит их звон, но чи­ татель понимает, что он случаен, большинство звонниц тогда еще стояли без колоколов... Не обошел стороной тему колоколов и коло­ кольни поэт и прозаик мурманчанин Дмитрий Кор­ жов. Причем на разных этапах творчества колокола в его стихах «звучат» по-разному. Не раз уже в са­ мых ранних произведениях образ звучащего коло­ кола становится центральным, стержневым для ис­ тории, которую рассказывает нам автор. В частно­ сти, в стихотворении о Вологде —«Мне, наверное, Вологда вспомнится...» —таковыми становятся во­ логодские звонницы, отраженные в студеной воде местных рек, которые кажутся лирическому герою неким Китежем, колокольни которого звучат глу- 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz