Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Расскажем и о колокольнях Соловецких ост ровов. На первых изображениях монастыря XVI столетия между Успенской и Никольской церква ми можно обнаружить деревянную звонницу. В на чале следующего XVII века на ее месте возведена уже новая на семи столбах каменная колокольня с выразительным трехшатровым завершением. Та монументальная трехъярусная, что существует ныне, построена в 1776-1777 годах на оставшемся от предыдущей колокольни валунном основании. На Секирной горе, получившей название по легенде, в которой рассказывается, что в этом мес те ангелами была высечена жена рыбака, собирав шегося поселиться на острове. Поступок ангелов горе дал название, а изгнанием семьи рыбака «свы ше» утверждалось право монахов на владение ост ровами. В 1857 году, после отражения английско го нападения и в период строительного подъема, связанного с увековечением исторических подви гов обители, монахи построили по проекту архи тектора Шахларева на Секирной горе Вознесен скую церковь —восьмигранный столпообразный храм в первом ярусе имевший теплый придел, во втором —холодную церковь, в третьем —барабан- колокольню с четырьмя открытыми проемами зво на. Завершается здание покрытой лемехом главой с легким стеклянным фонарем маяка и венчающей его небольшой главкой. Интересна по своему строению и цивозерская колокольня, находящаяся в деревне Цывозеро на Колокольный звон. Вышивка крестом Северной Двине Архангельской области. Правда, имя двинского плотника, оставившего после себя это великое сокровище, к сожалению, до наших дней не дошло. Цивозерская колокольня (1658), этот памятник старины, говорит уже сам за себя: «Бревна тесаны словно нарочито небрежно, грубо; их выступающие концы дни длиннее, другие коро че. Но быть может эта непринужденность, дей ствительно случайная и непреднамеренная „коря вость“ и придают цивозерской колокольне непов торимое своеобразие подлинно народного примити ва, редкостную пластичность и то обаяние ста рины, подделать которое невозможно» (Ополовни- ков, 1977. С. 128). Правда, пишут, что эта необычная колокольня за триста с небольшим лет сильна «осела» в зем лю. С нашим русским авось еще постоит, многие памятники старины уже разрушены так, что не под лежат восстановлению, другие разрушаются на глазах, что и происходит с циозерской колоколь ней. Рассказывают, что рядом с ней стоит церковь Николая Угодника, которую в годы революции пособники новой власти пытались разрушать, да только та их разрушительным действиям не под далась. Кирпичи, из которых церковь построена, мастера яичным белком смазывали, что и придало каменным блокам дополнительную прочность. Братьев же, кои за разрушение взялись, Бог пока рал: один в реке утонул, другого бык рогами про ткнул. Но как ни прискорбно сознавать —время не щадит ничего. Цивозерская колокольня в зем лю вросла, и не звонят на ней больше колокола. Из рассказа Ларисы Петрушиной узнаем, как уже в нынешнее время на колокольнях возводятся колокола: «Высоко в поднебесье парит колокол, сверкая на солнце крутыми бронзовыми боками, словно это не многотонная махина, а изящная без делушка, вроде той, какую вешает детвора в Рож дество на елку. Только держит его не пухлая дет ская ручонка, а вытянувшаяся во всю свою жира фью шею длиннющая стрелка крана. И дивно, и ве село, и немножко боязно смотреть на него снизу, с земли. Плавно и величаво плывет он в светлой голу бизне, поднимаясь к самому верху стройной бело снежной звонницы » (Петрушина, 2000. С. 10-11). Встретившись в Мурманске с контр-адмира лом Геннадием Николаевичем Антоновым, авто ром книги «Пушкин и флот», услышала от него 258
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz