Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНИ И ЛИТЬЕ КОЛОКОЛОВ Церковь Владимирской иконы Божией Матери в п. Мурмаши Мурманской области. Фото Н. Большаковой От нашего села (даже если и с коло­ кольни) не много было видно других коло­ колен: колокольня в Черкутимне, в четы­ рех километрах, колокольня в Спасском (выглядывала из-за темноты хвойного леса), в пяти-шести километрах, да еще колокольня в Ельтесунове, тоже за лесом, и до нее километров семь. Не помню те­ перь, виднелась ли в далекой дали коло­ кольня села Рождества? Она была очень высока и должна бы виднеться, но, с дру­ гой стороны, до нее не менее девяти ки­ лометров. Вот и все колокольни, которые можно было увидеть с нашей алепинской высоты. Но в деревне Василёве (в трех километрах от нас) за огородами была, как теперь сказали бы, точка обзора, с которой насчитывали в зеленых, синева­ тых от расстояния далях колокшенской долины и заколокшенских холмов двад­ цать одну белосахарную колоколенку... Теперь представьте себе, что все они на­ чинали звонить...» (Солоухин, 1991. С. 43). Я уже несколько раз приводила стихи саратов­ ского поэта Николая Палькина и цитировала про­ фессора Саратовской государственной консерва­ тории Александра Ярешко, до сих пор они шли порознь, соединила их колокольня. Вернее, соеди­ нила книга Палькина «Окрасился месяц багрян­ цем...», в которой Николай Егорович рассказыва­ ет о своем знакомстве с Александром Сергеевичем. Как-то Ярешко пригласил Палькина прогуляться с ним и показать нечто интересное. Когда они выш­ ли из Покровского храма, Ярешко простер руки впереди себя и спросил: «Не догадываетесь, что это?». Палькин ответил, что нет. И тогда Ярешко стал объяснять: «Колокольня. Проектная высота шестьдесят шесть метров. По нашему заказу в Во­ ронеже льют колокол весом в пять пудов. Мы вод­ рузим его здесь и назовем Губернским. Это будет самый большой колокол в России». Николай Его­ рович, слушая музыканта «...живо представил себе и колокольню под самое небо, и могучий колокол но­ вого литья и услышал протяжный звон, плывущий над Саратовом» (Палькин, 1999. С.128). И душа его возликовала. У грузинского поэта Ираклия Абашидзе коло­ кольня имеет свой голос. Его стихотворение так и называется «Голос у колокольни»: «...О, почему плывет с восходом мгла / и чудится, что край ро ­ димый болен, / и горестно гудят колокола, / скор­ бящий глас грузинских колоколен?!» В известном дневнике камер-юнкера Ф. В. Бер- хгольца, который он вел в России в царствование Петра Великого с 1721-го по 1725-й годы, написа­ но: «В Церкви св. Троицы, в Петербурге, с широкою открытою колокольнею, висит много колоколов и есть даже небольшие куранты, играющие сами со­ бою через каждую четверть часа „Господи поми­ луй". Крепостная же церковь самая большая и са­ мая красивая в Петербурге, куранты на колоколь­ не так же велики и хороши, как Амстердамские, и стоили, говорят, 55 ОООрублей». За огородами — новое диво: В дымке морозной шатровые ивы. Тополь не тополь —стоит колокольня... Сердце восторгом кольнуло невольно! Это природа сама создала И колоколенку, и купола. И в тишине наплывает, как сон, Легкий, прозрачный, таинственный звон... Валентина Телегина. •«Зимняя радуга» 257

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz