Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ под присягу пойти» (Тенишев, 1911. С. 1539,1541). У Ивана Ложечникова в романе «Басурман» одна из героинь клянется, что все ею сказанное ранее кле­ вета и ложь, что она: «...готова подтвердить это под ужасною присягою, даже под колоколами, если по­ надобится». Герои Брусникина прячутся на Новоспасской колокольне. «Монастырь был богатый, почтенный, издревле заступник перед Богом за Романовых, ког­ да те еще хаживали в простых боярах. Тем стран­ ней показалось Никитину, что сия обласканная царями обитель оказалась пристанищем для госу­ даревых врагов. Или же это сам государь оказался супротивником праотеческих святынь? Правдой было и то, что при Петре, не как при его старшем брате, отце или деде, Новоспасский подзахудал без августейшего призрения, пооскудел. В звоннице си­ ротливо висел один-единственный великий колокол, все средние и мелкие пошли в переплавку. <...> Площадка, на которой висел большой ко­ локол, была открытая, бесстенная. Ещё выше, под маковку, вела приставная лестница. Там, на самой верхотуре, судя по голосам, и расположился неве­ домый Фрол со товарищи. — Давай сюда! Алексей влез в колокол, взялся за язык, втянул­ ся повыше. Огромный медный колпак укрыл сыщи­ ка с головы до ног. Митьша взялся с другой сторо­ ны: одна рука повыше Алёшиных кулаков, другая пониже. — Тихо ты, чёрт! —шикнул Попов. —Раска­ чаем —загудит. Но язык лениво поболтался туда-сюда, выпра­ вился. Мимо, пыхтя и отдуваясь, протопал неве­ домый казаку Шкура. Едва вылезли наружу, пришлось снова прятать­ ся. Снизу опять скрипели ступени, это поднимал­ ся следующий десятник. И так три раза. То в колокол, то из колокола, то в колокол, то из колокола. Будто мыши, прячу­ щиеся от кошки, подумал Никитин, всё больше злясь. Утешался лишь мыслью, что отечеству дол­ жно по-всякому служить, даже и поперёк сердца. Когда куранты надвратной монастырской башни отбили пять часов, восхождение заговорщи­ ков окончилось. Стало быть, все собрались: восемь щук-десятников и с ними царь-рыба Фрол» (Брус­ никин, 2007, С. 245-247). Отношение к колокольне с подбором колоко­ лов как к единому целому нередко звучит и в на­ родных прозваниях церквей: У красных колоколов, Вознесение хорошая колоколница, Красный звон, Красные колокола. А в поговорке «У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят» сравниваются достоинства трех совершенно раз­ ных колоколен. В стихотворении Блас де Отеро: «...Колоколь­ ня плачет в ночь трибунала». Плачет колокольня, а не колокола! То же читаем и у Виктора Гюго: «Колоколен ли перепевы, от набата ль гудит зем­ ля...». А у англичанина Роберта Луиса Стивенсо­ на в приключенческом романе «Остров сокровищ»: «На колокольне радостно гудели колокола ». У Ро­ берта Саути: «Звонят на колокольне звонче». Джон Ките ассоциирует колокольню с местом обитали­ ща галок: «И галки, к вечеру кричать/ Устав, уб ­ рались ночевать,/ На колокольнях гнезда свив,/ И колокольный перелив,/Церковный сонный перезвон/ Не нарушал их чуткий сон». Пабло Неруда в стихотворении «Селение» пре­ вращает колокольню в ловушку для ветра: «...Ко­ локольня церквушки/Поднялась, чтобы ветер при­ гвоздить к поднебесью ». Это творчество зарубеж­ ных авторов, что же касается русских, то строчка «Для проходящих» в стихотворении «Прохожий» (1803) И. И. Дмитриева о колокольне становится даже крылатой (Крылатые слова, 1987. С. 101.): Прохожий, в монастырь зашедши на пути, Просил у братии позволенья На колокольню их взойти. Взошел и стал хвалить различные явленья, Которые ему открыла высота. «Какие, — он вскричал, — волшебные места! Вдруг вижу горы, лес, озера и долины! Великолепные картины! Не правда ли?» — вопрос он сделал одному Из братии, с ним стоящих. «Да! — труженик, вздохнув, ответствовал ему: — Для проходящих». А с какой любовью о колокольнях своего дет­ ства пишет писатель Владимир Солоухин: «В селе не было никакой геометрической отметки выше „крестика“. Так и говорили, если нужно было ска­ зать о чем-нибудь, что высоко, — выше крестика. Имеется в виду при этом крестик не церкви, а ко­ локольни. Колокольни всегда на Руси, по крайней мере в сельской местности... поднимали свой крес­ тик выше церкви... 256

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz