Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ под присягу пойти» (Тенишев, 1911. С. 1539,1541). У Ивана Ложечникова в романе «Басурман» одна из героинь клянется, что все ею сказанное ранее кле вета и ложь, что она: «...готова подтвердить это под ужасною присягою, даже под колоколами, если по надобится». Герои Брусникина прячутся на Новоспасской колокольне. «Монастырь был богатый, почтенный, издревле заступник перед Богом за Романовых, ког да те еще хаживали в простых боярах. Тем стран ней показалось Никитину, что сия обласканная царями обитель оказалась пристанищем для госу даревых врагов. Или же это сам государь оказался супротивником праотеческих святынь? Правдой было и то, что при Петре, не как при его старшем брате, отце или деде, Новоспасский подзахудал без августейшего призрения, пооскудел. В звоннице си ротливо висел один-единственный великий колокол, все средние и мелкие пошли в переплавку. <...> Площадка, на которой висел большой ко локол, была открытая, бесстенная. Ещё выше, под маковку, вела приставная лестница. Там, на самой верхотуре, судя по голосам, и расположился неве домый Фрол со товарищи. — Давай сюда! Алексей влез в колокол, взялся за язык, втянул ся повыше. Огромный медный колпак укрыл сыщи ка с головы до ног. Митьша взялся с другой сторо ны: одна рука повыше Алёшиных кулаков, другая пониже. — Тихо ты, чёрт! —шикнул Попов. —Раска чаем —загудит. Но язык лениво поболтался туда-сюда, выпра вился. Мимо, пыхтя и отдуваясь, протопал неве домый казаку Шкура. Едва вылезли наружу, пришлось снова прятать ся. Снизу опять скрипели ступени, это поднимал ся следующий десятник. И так три раза. То в колокол, то из колокола, то в колокол, то из колокола. Будто мыши, прячу щиеся от кошки, подумал Никитин, всё больше злясь. Утешался лишь мыслью, что отечеству дол жно по-всякому служить, даже и поперёк сердца. Когда куранты надвратной монастырской башни отбили пять часов, восхождение заговорщи ков окончилось. Стало быть, все собрались: восемь щук-десятников и с ними царь-рыба Фрол» (Брус никин, 2007, С. 245-247). Отношение к колокольне с подбором колоко лов как к единому целому нередко звучит и в на родных прозваниях церквей: У красных колоколов, Вознесение хорошая колоколница, Красный звон, Красные колокола. А в поговорке «У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят» сравниваются достоинства трех совершенно раз ных колоколен. В стихотворении Блас де Отеро: «...Колоколь ня плачет в ночь трибунала». Плачет колокольня, а не колокола! То же читаем и у Виктора Гюго: «Колоколен ли перепевы, от набата ль гудит зем ля...». А у англичанина Роберта Луиса Стивенсо на в приключенческом романе «Остров сокровищ»: «На колокольне радостно гудели колокола ». У Ро берта Саути: «Звонят на колокольне звонче». Джон Ките ассоциирует колокольню с местом обитали ща галок: «И галки, к вечеру кричать/ Устав, уб рались ночевать,/ На колокольнях гнезда свив,/ И колокольный перелив,/Церковный сонный перезвон/ Не нарушал их чуткий сон». Пабло Неруда в стихотворении «Селение» пре вращает колокольню в ловушку для ветра: «...Ко локольня церквушки/Поднялась, чтобы ветер при гвоздить к поднебесью ». Это творчество зарубеж ных авторов, что же касается русских, то строчка «Для проходящих» в стихотворении «Прохожий» (1803) И. И. Дмитриева о колокольне становится даже крылатой (Крылатые слова, 1987. С. 101.): Прохожий, в монастырь зашедши на пути, Просил у братии позволенья На колокольню их взойти. Взошел и стал хвалить различные явленья, Которые ему открыла высота. «Какие, — он вскричал, — волшебные места! Вдруг вижу горы, лес, озера и долины! Великолепные картины! Не правда ли?» — вопрос он сделал одному Из братии, с ним стоящих. «Да! — труженик, вздохнув, ответствовал ему: — Для проходящих». А с какой любовью о колокольнях своего дет ства пишет писатель Владимир Солоухин: «В селе не было никакой геометрической отметки выше „крестика“. Так и говорили, если нужно было ска зать о чем-нибудь, что высоко, — выше крестика. Имеется в виду при этом крестик не церкви, а ко локольни. Колокольни всегда на Руси, по крайней мере в сельской местности... поднимали свой крес тик выше церкви... 256
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz