Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНИ И ЛИТЬЕ колоколов ляет собою своеобразный музыкальный инстру мент или, вернее, своеобразный оркестр из ориги нальных музыкальных инструментов-колоколов. Звук колоколов обладает всеми свойствами музы кальности, но каждый колокол как музыкальный инструмент, не снабженный приспособлениями для изменения высоты звука, может издавать только по одному звуку определенной высоты, вследствие чего колокольня при ограниченном числе колоколов в музыкальном отношении может быть использо вана в очень ограниченном количестве гармониче ских сочетаний. Ансамбль колоколов по технике ис полнения был бы очень близок к роговому оркестру, если бы более многочисленные колокола были хоро шо подобраны и гармонично настроены. На наших колокольнях последнего совершенно не замечается, а поэтому ансамбль их, за редкими исключениями, бывает очень далек от ясныхмузы кальных гармоний. ...От звонарей требуется нема ло художественного чутья, чтобы хаотическому морю звуков наших больших звонниц придать хоть какие-нибудь музыкальные контуры и этим сооб щить интерес и смысл массам нагромождающихся и переплетающихся звуков» (Музыка колоколов, 1999. С. 212). Рисунок из книги «Православный колокольный звон». 2002 г. Мурманской поэтессе Ирине Поливцевой, ру ководителю паломнической службы, частенько приходится возить паломников для посещения кольских храмов. В одной из поездок ей с ее по допечными позволили не только подняться на ко локольню, но и позвонить в колокола. Видя, какое действие это возымело на тех, кому удалось на ка- кой-то миг побыть звонарями, она тут же взялась за перо. Так родилось стихотворение «На коло кольне»: Тяжелый гул... Высокий перезвон Качнулась высь над дремотой округи И тянет грешный мир под небосклон Монах, к колоколам вздевая руки... Вот, он летит — сияет небом взгляд,— Одеждами играет ветер вольный. Подростки, окружив его, стоят, — Они впервые здесь, на колокольне. Потом они, душой постигнув суть, Звонили сами, просветлев глазами, Вначале робко — боязно дерзнуть Самим вступить в беседу с небесами... Но вот, подвластны им, колокола Запели, ширя звук густым потоком: Смелей и тверже молодость звала Страну свою к отеческим истокам! Гул колокольный тучи разломил, И солнце изошло из-под обломков: С улыбкою Господь благословил Святой Руси взрастающих потомков. И воскресная школа Всехсвятского кафедраль ного собора и Тульский православный Центр ду ховного возрождения ежегодно организуют город ской лагерь «Росток», с постоянно меняющейся тематикой. В 2007-м была тема «Колокольные зво ны души». За время лагеря дети многое узнали о колоколах, об истории, разновидностях, о коло кольных звонах, побывали на колокольнях церк вей Тулы и изобразили колокола в своём художе ственном творчестве (Горчакова, 2007. С. 6). Когда самой пришлось везти школьников Кольской земли в Славянский ход «Мурманск — Великий Новгород —Валдай», посвященный па мяти писателей Дмитрия Балашова, Бориса Рома нова и Виталия Маслова, договорилась, чтобы в 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz