Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛЬНИ Наконец-то исполнилась моя мечта, и я побы вала в Кижах. Познакомилась с Борисом Алексан дровичем Гущиным, удивительно интересным че ловеком, который рассказал, что в старину Кижи были местом народных гуляний, центральным по гостом. Первая церковь, построенная здесь, сгоре ла, и тогда люди решили в Спасо-Кижском пост роить летнюю церковь без печи, чтоб нигде подоб ной не было. И возвысилась она над погостом о двадцати двух главах, точно в шкуры необыкновен ных чешуйчатых рыб облаченная. Чешуйки из оси ны вытесаны, потому так на солнце светятся, от ливают, серебрятся. Основной сруб —из смолис той сосны. Мастер Нестор,,завершив постройку храма, произнес: «Николе не было подобной этой церкви и николе не будет!». Сказал и забросил свой топор в залив Онежского озера. Дата постройки храма 1714 год. Поднялись мы и на колокольню, на которую туристов уже не водят. Так между храмами взросли Поэмы дерева и звука, Чтоб колокольный зов земли Наполнил звонами округу... Викдан Синицын. «Кижи» Подниматься на колокольню было архислож- но, ступеньки узкие, а последние два пролета шли на ощупь в кромешной темноте. Когда же Борис открыл люк, в глаза ударил яркий солнечный свет. Это был один из первых моих подъемов на коло кольню да еще с таким удивительным набором ко локолов. А открывшийся вид с неё!.. На все широ кие края расстилалось перед нами кижское подво рье: крестьянские дома, церквушки, заводи, леса и величавое Онежское озеро. Правда, колокола здесь звонят только по великим праздникам, не то что в сказках поселка Сафарино «Коляда» у Александ ра Брежнева: «На высокой, устремленной вверх ко локольне, голубизна которой поражает всех неопи- И звукам и полон зенит . И полнит ся звуками поле. Россия, ты слышишь, звонит Зем ная м оя колокольня? В. П. Смирнов суемой красотой, зазвонили колокола. И застывший зимний воздух ожил, зазвенел и зашумел...» (Бреж нев, 1994. С.45). Звонница кружится перед глазами, Тяжкие ливни шатают ее. Тучи идут из Перми и Рязани, Чудится в близком, в родном — не своё. Без молодого воскресного звона, Без перламутров и без бирюзы Звонница, словно царица без трона, Под золотыми бичами грозы. Молнии прыгают в щели оконниц, Гром на дверях отмыкает засов. Звонница, вздрогнув от близости звонниц, Тянется к ним из-за хмурых лесов... Николай Тряпкин. «Звонница под грозой» На Руси колокольни с древнейших времен стро ились либо за алтарями церквей, либо в виду алта рей, но непременно на восток от храма. Какими же разными нам видятся колокольни и звоны в лите ратурных произведениях. Например, у В. Костыле- ва в «Иване Грозном» читаем: «Соборные звонницы время от времени нарушают сумрачную тишину кремлевских улиц и проулков нудным, тревожным звоном колоколов», а у Н. Задорного в «Амур-батюш ке» колокол на звоннице бьёт мерно и звучно, и гул волнами несётся в амурские дали. В произведении В. Гаршина «Медведи» глядим на кладбище глаза ми писателя, которое с высоты кажется маленьким оазисом, с возвышающеюся над ним деревянной ко локоленкой кладбищенской церкви, а В. Вересаев в «Марии Петровне» указывает, что «на низкой коло коленке, притулившейся под стеной семиэтажного дома, звонили к вечерне». У Р. Бредбери в «Кошках- мышках» кто-то, забравшись на колокольню, «пус кал огромные шутихи». А. М. Покровский пишет, что «звонница, или колокольня, смузыкальной точки зрения представ 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz