Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ К русским умельцам можно отнести: псков­ ских литейщиков XVI века: Михаила и Тимофея Андреевых, Матвея и Кузьму Михайловых, Кузь­ му Васильева, Логина Семенова, и других. В этом же списке необходимо назвать и мастера старооб­ рядца из Пуриха Егора Спиридоновича Клюйко- ва, который на всемирных промышленных выстав­ ках в Бельгии и Италии за свои колокольчики за­ воевал золотые медали, да для бедных церквей бесплатно колокола отливал. Мастерами высоко­ го класса XVII века являютя: Александр Григорь­ ев, Федор Дмитриев (Колесников), Емельян, Ми­ хаил, Андрей и Евсей Даниловы, Игнатий Макси­ мов, Федор и Дмитрий, Иван и Михаил Матори- ны, Флор Терентьев, Андрей Чохов, Проня Федо­ ров, Алексей Якимов, Кондратий Михайлов, Бог­ дан Васильев, Григорий Наумов, Михаил Иванов и Никифор Баранов, Тимофей Воин, Федор Ани­ кин, Харитон и Осип Ивановы, Марьян Осипов, Яким Никифоров, Василий и Яков Леонтьевы, Филипп Андреев, Семен Можжухин. Центрами колокольного промысла в России были —завод П. Финляндского в Москве; в Кост­ роме —колокололитейный завод С. Н. Забелкина; «Товарищество П. И. Оловянишникова и сыновья» в Ярославле, о котором в повести «Сиверко» упо­ минает Иван Евдокимов: «Колокола у Оловяниш­ никова мужики пробовали стречком. Везли шесте­ Павильон колоколов завода Финляндского в Москве на выставке. 1882 г. риком на дворнях большой колокол» (Евдокимов, 1983. С. 59)] в Валдае —завод Н. Усачева и Г. Анд­ реева; а также заводы в Елабуге, Тюмени, Туле, Во­ логде, Касимове, Гатчине, Нижегородской губер­ нии —в селе Пурех и ряде других деревень. Читаем в книге Ивана Андреевича Духина: «В XVIII веке колокольное и пушечное производство в Москве разделилось, появились колокольные заводы С. Можжухина, Мона и Осипа Струговщиковых, Никифора Вердорина, но в последней четверти XVIII века образовалось два колокололитейных за­ вода П. Н. Финляндского и А. Д. Самгина (название по последним владельцам этих заводов). Возникли они не на пустом месте, а на базе тех заводов, ко­ торые функционировали в Москве и заняли доми­ нирующее положение в колокольной индустрии Рос­ сии, стабильно работая до Первой мировой войны. Пушечный двор просуществовал в Москве до 1802 года: 16 апреля всё сохранившееся вооруже­ ние было сдано в Арсенал, все сооружения сломали, а материалы использовали на постройку каменно­ го Яузского моста. Более трехсот лет непрерывно работал пушечный двор на благо России » (Духин, 2004. М., С. 32). Завод П. Н. Финляндского, по сообщению все того же Духина, был отмечен высшей заслугой — позволения изображать на своих колоколах герб Российской Империи. Место для опробования колоколов на заводе Смагиных 244

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz