Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ К русским умельцам можно отнести: псков ских литейщиков XVI века: Михаила и Тимофея Андреевых, Матвея и Кузьму Михайловых, Кузь му Васильева, Логина Семенова, и других. В этом же списке необходимо назвать и мастера старооб рядца из Пуриха Егора Спиридоновича Клюйко- ва, который на всемирных промышленных выстав ках в Бельгии и Италии за свои колокольчики за воевал золотые медали, да для бедных церквей бесплатно колокола отливал. Мастерами высоко го класса XVII века являютя: Александр Григорь ев, Федор Дмитриев (Колесников), Емельян, Ми хаил, Андрей и Евсей Даниловы, Игнатий Макси мов, Федор и Дмитрий, Иван и Михаил Матори- ны, Флор Терентьев, Андрей Чохов, Проня Федо ров, Алексей Якимов, Кондратий Михайлов, Бог дан Васильев, Григорий Наумов, Михаил Иванов и Никифор Баранов, Тимофей Воин, Федор Ани кин, Харитон и Осип Ивановы, Марьян Осипов, Яким Никифоров, Василий и Яков Леонтьевы, Филипп Андреев, Семен Можжухин. Центрами колокольного промысла в России были —завод П. Финляндского в Москве; в Кост роме —колокололитейный завод С. Н. Забелкина; «Товарищество П. И. Оловянишникова и сыновья» в Ярославле, о котором в повести «Сиверко» упо минает Иван Евдокимов: «Колокола у Оловяниш никова мужики пробовали стречком. Везли шесте Павильон колоколов завода Финляндского в Москве на выставке. 1882 г. риком на дворнях большой колокол» (Евдокимов, 1983. С. 59)] в Валдае —завод Н. Усачева и Г. Анд реева; а также заводы в Елабуге, Тюмени, Туле, Во логде, Касимове, Гатчине, Нижегородской губер нии —в селе Пурех и ряде других деревень. Читаем в книге Ивана Андреевича Духина: «В XVIII веке колокольное и пушечное производство в Москве разделилось, появились колокольные заводы С. Можжухина, Мона и Осипа Струговщиковых, Никифора Вердорина, но в последней четверти XVIII века образовалось два колокололитейных за вода П. Н. Финляндского и А. Д. Самгина (название по последним владельцам этих заводов). Возникли они не на пустом месте, а на базе тех заводов, ко торые функционировали в Москве и заняли доми нирующее положение в колокольной индустрии Рос сии, стабильно работая до Первой мировой войны. Пушечный двор просуществовал в Москве до 1802 года: 16 апреля всё сохранившееся вооруже ние было сдано в Арсенал, все сооружения сломали, а материалы использовали на постройку каменно го Яузского моста. Более трехсот лет непрерывно работал пушечный двор на благо России » (Духин, 2004. М., С. 32). Завод П. Н. Финляндского, по сообщению все того же Духина, был отмечен высшей заслугой — позволения изображать на своих колоколах герб Российской Империи. Место для опробования колоколов на заводе Смагиных 244
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz