Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ т я . Глубоко отдался этот звук в сердце матери и наполнил его благоговейной верой. Мысли ее устре­ мились к Богу, и в тот же момент Бог послал ей радость —у нее родился сын. Церковный колокол, казалось, звонил о радости матери на весь город, на всю страну. ...Мать и отец поцеловали сына и занесли в свою Библию:,Десятого ноября 1759 г. Господь даровал нам сына“; позднее было приписа­ но, что при крещении он получил имя Иоганна-Хри- стофа-Фридриха». Что выйдет из этого малыша, тогда еще никто не знал. Семья переехала в другой город, но через шесть лет мать с сыном приехала погостить в Мар- бах. Придя с сыном на кладбище, они «... останови­ лись перед старым колоколом, имать стала расска­ зывать мальчику, как колокол этот в продолжение столетий делал свое дело, звонил и к крестинам, и к свадьбе, и к погребению, возвещал и о праздничной радости, и об ужасах пожара, словом — сопровож­ дал звоном все важнейшие моменты человеческой жизни! Иребенок запомнил рассказ матери; он зву­ чал в детском сердце, пока мальчик не вырос и сам не воспел колокол. Мать рассказала, как этот ко­ локол утешил, обрадовал ее своим звоном в час скор­ би и страха, приветствуя рождение ее маленького сынка. И мальчик посмотрел на огромный старый колокол с чувством, близким к благоговению, потом наклонился и неясно поцеловал его, даром что он был стар, надтреснут и валялся брошенный в крапи­ ве». Колокол тоже запечатлел мальчика в своей памяти. Прошли годы, и колокол повезли на пере­ плавку в столицу Баварии. И там «..металл рас­ каленной струей полился в форму. Из старого ко­ локола — да никто и не вспомнил о его происхожде­ нии и умолкнувшем звоне! — вышли голова и грудь статуи, которая теперь красуется в Штутгар­ те, перед старым замком, на той самой площади, по которой ходил при жизни тот, кого изобража­ ет статуя». А был это тот самый мальчик из Мар- баха, великий, бессмертный немецкий поэт, напи­ савший «Песнь о колоколе». «Стоял чудный солнечный день; на башнях и крышах домов вШтутгарте развевались флаги, все колокола торжественно и радостно звонили. Толь­ ко один колокол безмолвствовал, блистая при све­ те солнца с лица и груди статуи. В этот день как раз минуло сто лет с того дня, как марбахский ко­ локол зазвонил на радость и утешете стражду­ щей матери, рожавшей ребенка». (Андерсен, andersen.com.ua/ru_staryj_tserkovnyj_kolokol.html ) Старинная открытка с иллюстрацией к балладе «Песня о колоколе» Фридриха Шиллера Не менее интересно читать об отлитом коло­ коле в романе Дмитрия Балашова «Семион Гор­ дый». Смотреть на освобожденный от опоки пер­ вый колокол «еще горячий, темно-сверкающий», сбежалось едва ли не пол-Москвы. Приехал и Си­ меон с Вельяминовым, Акинфичами и Кобылою. «От металла шел истомный и душный нутряной жар. Мастера шатало, литейные мужики все были взмокшие, перемазанные и без конца пили и пили малиновый квас, что выставили им в бочках по рас­ поряжению великого князя. Симеон подошел к горячему колоколу, тихонь­ ко ударил, вслушиваясь в чистый, негромкий, зас­ тывающий где-то в глубине звук. Наруже видать дымную работу знатца, а талон, тайное знание, не всякому и литейному хитрецу ниспосланное, по­ знается токмо опосле, когда с высоты падут тя­ желые звоны и по чистоте, по густоте, по красоте гласа колокольного станет ясен истинный талант колокольного кудесника. И н е е пудах веса, не в тя­ жести сугубая хитрость (хотя и в них тоже!), но иной и зело тяжкий колокол глух и прост, а дру­ гой — словно с горних высей песнь херувимскую ве­ щает собою! И Симеон, почуяв великий жар, отходит, пя­ тясь, от колокола, топча сапогами осколки опоки, 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz