Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНИ ИЛИТЬЕ колоколов старую монету. Звон наших колоколов, таким об­ разом, часто стон загубленных остатков древних цивилизаций. На одной скифской серебряной моне­ те превосходно сохранился профиль, по-видимому, какого-то скифского царя, похожего на Максима Горького» (Российский архив, 1993. С.49). Известен, например, случай, когда все колоко­ ла для Исаакиевского собора были отлиты из ста­ рых сибирских медных пятаков. Для цели их было отпущено 65 тонн 520 килограмм. А вот мастер литейщик М. Стуколкин для Валаама отлил два колокола из еще более необычного материала — металлической бахромы тканей и одежд, собран­ ных на погребение императора Александра I. В литературе самым знаменитым поэтическим произведением, в котором бы подробно раскрыва­ лось мастерство литейщиков, является «Песнь о колоколе» (1799) Ф. Шиллера: «Вот уж форма затвердела,/ Обожженная огнем/Веселей, друзья, за дело —/ Выльем колокол! Начнем!» И вот цель уже близка: « Поташу прибавьте в массу,/ Чтобы плавилась быстрей». Подается команда: «Живо, не зевай!/ Пену всю снимай!»: А теперь ковшом Пробу зачерпнем И проверим живо, все ли Там слилось по нашей воле. Где сила с лаской в дружной смеси, Тепло и строгость в равновесье, Там звук отменно чист всегда. Технологию колокольного литья на рубеже XI—XII веков записал и живший в то время монах Теофил. Это было исторически первое описание литья колоколов в трактате «Записки о разных ис­ кусствах». Шиллер же в своей «Песне...» описывает не только технику литья, но говорит и о значении колокольного звона на различные моменты челове­ ческой жизни: «И, трогая сердца людские/Потом­ ков звоном будет звать,/ Сливаться с хором литур­ г и и / В груди скорбящегорыдать;/И что сынам зем­ ли в наследье/Во мгле готовит рок слепой,/Все от­ зовется в гулкой меди/ Тысячекратною волной». Колокол звучит человеку в течение жизни по­ добно глашатаю - о чем-то важном и значитель­ ном, как, например, о создании семьи: «Вот невес­ та молодая/ Вкруг чела венок леж ит / В божий храм людей скликая,/Медный колокол гудит...»: Смесь уже давно поспела: Весь в зазубринах излом. Подставляйте желоб смело И с молитвою начнем. Неожиданным оказалось обнаружить рассказ Ганса Христиана Андерсена «Старый церковный колокол», в котором говорилось о том, что в немец­ ком Вюртемберге, в городке Марбах, поздней осе­ нью в бедной, но честной, трудолюбивой и богобо­ язненной семье ждали рождение ребенка: «..мать лежала вмуках, вдруг на колокольне ударили в боль­ шой колокол — был торжественный час богослуже- Колокол X V II век Художник Ольга Денисенко. 1996 г. 241

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz