Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНИ ИЛИТЬЕ колоколов старую монету. Звон наших колоколов, таким об разом, часто стон загубленных остатков древних цивилизаций. На одной скифской серебряной моне те превосходно сохранился профиль, по-видимому, какого-то скифского царя, похожего на Максима Горького» (Российский архив, 1993. С.49). Известен, например, случай, когда все колоко ла для Исаакиевского собора были отлиты из ста рых сибирских медных пятаков. Для цели их было отпущено 65 тонн 520 килограмм. А вот мастер литейщик М. Стуколкин для Валаама отлил два колокола из еще более необычного материала — металлической бахромы тканей и одежд, собран ных на погребение императора Александра I. В литературе самым знаменитым поэтическим произведением, в котором бы подробно раскрыва лось мастерство литейщиков, является «Песнь о колоколе» (1799) Ф. Шиллера: «Вот уж форма затвердела,/ Обожженная огнем/Веселей, друзья, за дело —/ Выльем колокол! Начнем!» И вот цель уже близка: « Поташу прибавьте в массу,/ Чтобы плавилась быстрей». Подается команда: «Живо, не зевай!/ Пену всю снимай!»: А теперь ковшом Пробу зачерпнем И проверим живо, все ли Там слилось по нашей воле. Где сила с лаской в дружной смеси, Тепло и строгость в равновесье, Там звук отменно чист всегда. Технологию колокольного литья на рубеже XI—XII веков записал и живший в то время монах Теофил. Это было исторически первое описание литья колоколов в трактате «Записки о разных ис кусствах». Шиллер же в своей «Песне...» описывает не только технику литья, но говорит и о значении колокольного звона на различные моменты челове ческой жизни: «И, трогая сердца людские/Потом ков звоном будет звать,/ Сливаться с хором литур г и и / В груди скорбящегорыдать;/И что сынам зем ли в наследье/Во мгле готовит рок слепой,/Все от зовется в гулкой меди/ Тысячекратною волной». Колокол звучит человеку в течение жизни по добно глашатаю - о чем-то важном и значитель ном, как, например, о создании семьи: «Вот невес та молодая/ Вкруг чела венок леж ит / В божий храм людей скликая,/Медный колокол гудит...»: Смесь уже давно поспела: Весь в зазубринах излом. Подставляйте желоб смело И с молитвою начнем. Неожиданным оказалось обнаружить рассказ Ганса Христиана Андерсена «Старый церковный колокол», в котором говорилось о том, что в немец ком Вюртемберге, в городке Марбах, поздней осе нью в бедной, но честной, трудолюбивой и богобо язненной семье ждали рождение ребенка: «..мать лежала вмуках, вдруг на колокольне ударили в боль шой колокол — был торжественный час богослуже- Колокол X V II век Художник Ольга Денисенко. 1996 г. 241
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz