Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ший 7700 пудов. Правда, колокол этот, после того как «...его повесили в особо приготовленном посеще­ нии и стали звонить в него, лопнул; говорят, до трещины он имел великолепный звон» (Размышле­ ния о России и русских, 1994. С. 261-262). Известны четыре ученика Фалька: Степан Оре- фьев, Тимофей Тимофеев Утинков, Иван Иванов и Иван Тимофеев Резцов. Первое имя русского литейщика находим в нов­ городской летописи 1342 года: «Архиепископ Васи­ лий велел слить колокол великий к Святой Софии и привез мастера из Москвы, человека почтенного по имени Борис...» (А колоколу висеть..., 2006. С. 13). Далее появились и другие новгородские масте­ ра, история сохранила их имена. Это Васька и Юшко Поберешковы, Ян Дьячков, Юр Улитов, Тимофей, Илейка, Нечайка, Дмитрий Кононов, Филипп Иев­ лев, другие (А колоколу висеть..., 2006. С. 13). Чтобы колокол получился, требовались особые прочные и легкоплавкие, «музыкальные», сплавы. Наиболее подходящей, по словам мастеров, счита­ ется известная издревле оловянистая бронза, или «пивная медь». Чистая медь плавится при 1083 °С (расплав ее, окисляясь на воздухе, приобретает цвет морской волны), олово плавится при 228 °С. Когда эти два металла смешивают, температура плавления сплава оказывается намного ниже, чем у чистой меди, что и облегчает процесс выплавки. О колокольной бронзе речь особая —для колоко­ лов выбирался лучший сплав: четыре части меди и одна часть олова. Это и есть знаменитый сплав со своими преимуществами: не будет страшна ко­ локолу коррозия, вибрация не вызывает сущест­ венных структурных изменений, но главное —это его музыкальность. То, что из поколения в поколе­ ние передаются легенды о влиянии серебра на зву­ ковые свойства («серебряный» звон) колоколов — всего лишь легенда. Тщательный химический ана­ лиз колоколов обнаружил либо совсем незначи­ тельные следы серебра, либо не обнаруживал его вовсе. Когда же колокола в качестве эксперимента изготовлялись из сплава, богатого серебром, це­ нители колокольных звонов признавали их мало звучными «жидкими» и «неполновесными». Исследователь Юрий Пухначев пишет: «С це­ лью дать окончательное решение вопроса, в конце X IX века в Англии изготовили несколько бронзовых колоколов, совершенно одинаковых по форме, но с различной примесью серебра. И что же? По едино- Колокол льют Художник Юлия Казурова. 2006 г. душному мнению экспертов, колокола звучали тем хуже, чем больше содержалось в них благородного металла » (Ярешко, 1999. С. 32). Нельзя отрицать и того факта, что иногда по­ кровители колокольных дел мастеров приходили к печам во время плавки металла и бросали в расплав серебряные монеты на удачу, но это было такой нич­ тожной добавкой по сравнению с общей массой ме­ талла, что на звучание колокола не отражалось. Обычно жертвователям серебра мастера веле­ ли бросать благородный металл не в сплав, а пря­ мо в огонь печи. После окончания работ было лег­ че выгрести оттуда серебряные слитки. В дневнике Михаила Осиповича Меньшикова за 1918 год читаем интересное сообщение: «8/21.III. Начало весны. Серая, мокрая погода. Вчера осмат­ ривал коллекцию монет у Ильтоновых, они купили у нотариуса Силина за 31 /2 тыс. руб., между тем одного золота — 72 золотыми и серебра около пуда. Есть древнегреческие, римские, армянские, еврейс­ кие, арабские и даже скифские, чеканенные для ски­ фов греками. Силин набрал коллекцию, все говорят, на колокольном заводе, куда заказчики в виде сереб­ ряного и золотого лома привозили между прочим и 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz