Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНИ И ЛИТЬЕ КОЛОКОЛОВ Знания тайны огня. Коим чутьем и коими на выками потребно возобладать, дабы сварить и не пережечь грозно клокочущую стихию?Дабы не стал жесток, не выгорел металл, дабы не ушла из схо жего с солнцем жидкого свара тайная и нежная сила звоносного голоса! И третьего знания. Знания тайны земли, в ко торой творят, отливают колокольное тело. Хем- ля эта — сложный состав, съединенный мастером из разных частей. Но сугубая мудрость тут даже не в самыхредких составных литейной земли, сколь в том какою влажностью должна обладать гото вая опока. На ощупь, прикладывая к лицу, внутрен ним чутьем многолетнего опыта познает мастер ту тончайшую меру, в коей - и только в ней - вся сила литейной земли. Через столетия мудреными приборами попробуют тогдашние хитрецы опре делить тот состав и меру ту — и не определят. Ибо грубы любые приборы перед всеведеньем мас тера колокольного литья» (Балашов, 1998. С383). В России издавна создавали колокола самых разных размеров —от крохотных, круглых, гране ных, удлиненных до гигантов, таких, как москов ский Царь-колокол. Причем наращивание веса ко локолов стало распространяться в средние века как знак могущества и богатства церкви. У Брокгауза и Ефрона читаем: «По форме, различной как в глав ном контуре, так и в частностях, колокола быва юттрех типов:русского, западноевропейского и ки тайского. Самая главная и общеупотребительная форма нашего колокола, в котором поперечник ос нования (или диаметр отверстия) равен высоте его с ушами, составляющими в свою очередь, седьмую часть высоты и изготовляющимися в зависимости от величины колокола, с двумя или четырьмя от верстиями... В западноевропейских колоколах... вы сота... — около 7/8 основания» (Брокгауз, Ефрон, 1895. Т. 30. С. 723). В России колокола изготовляли в пушечных мастерских. Большие колокола отливали пушеч ных дел мастера, а мелкие звоны и била, как пра вило, лили колокольники, была на Руси и такая специальность. Литье больших колоколов поруча лось далеко не всякому мастеру, потому как дело это считалось не только почетным, ответственным, но и трудным, долгим, напряженным, где учиты валось всё: и какую форму придать, и благозвучие, сколько олова положить, меди, серебра, бронзы... Адам Олеарий писал, что иностранные мастера, если хотели удержать за собой какие-то знания, не допускали к ним русских. Делал так и Ганц Фальк, колокольный, пушечный и рудный мастер, уроже нец Нюрнберга. Его, конечно же, считали челове ком опытным, знающим, но скрытным, неохотно посвящающим в свои секреты учеников. Но однаж ды один из них отлил сам большой колокол, весив Литье колоколов на заводе Оловянишниковых в Ярославле Художник М. Я. Виллие 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz