Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ кругом с вихревыми линиями внутри —символа ми солнца и жизни. Изображался на колокольчиках и образ орла, покровителя неба и носителя света, любви и бла гополучия. И вообще, птица, изображенная на ко локольчике, считалась символом радости, жизни и счастья, связующее звено между небом и зем лей, символом легкости, чистоты и света. Коло кольчик с изображением птицы получал как бы способность петь особым неземным голосом, из давать божественные звуки, заставляя лошадей в экипажах лететь, как птицы, а путешествие делать благоприятным. Колокола в большей степени украшались изоб ражениями святых, иконами, медалями императо ров, ликами митрополитов, цариц и царей. Так, например, в Казани на колокольне Влади мирского собора девять колоколов. На одном из них, весом в 109 пудов и 37 фунтов, отлитого в 1804 году мастером Иваном Ефимовым (Астрахан цевым) при протопопе Василии Семеновиче, вы лита икона Владимирской Божьей Матери. На ко локоле в 62 пуда 12 фунтов вылиты две иконы: Спасителя и святого Николая Чудотворца. На колоколе Тресвятском весом в сто пудов вылиты образа трех святителей: Василия Велико го, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго с вылитыми тропарями и кондаками. В нижнем по ясе надпись: «Лета 7174, января в 21 день, и от Вос кресения Бога Слова 1666, во славу Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, и Святаго Его Воскресения слит сей колокол на имя Святых трех Святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго и с воображении образов тех, во царство великаго госу даря царя и великаго князя Алексея Михайловича, всеа Великия, и Малыя и Белыя России самодержца, мздою и трудами смиреннаго Никона патриарха, с прочими резными хитрости, монахом Паисеом и колокольного дела монахом Сергием того же монастыря». Самый большой колокол Исаакиевского собо ра Санкт-Петербурга, весом 1860 пудов и 23 фун та, украшен пятью медалями императоров Петра I, Екатерины И, Павла I, Александра I и Николая I и славянской надписью из псалма: «Воспойте Госпо- деви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных; да возвеселится Израиль о сотворщем Его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем». Изображение Сергия Радонежского на колоколе в селе Константинове Фрагмент декора колокола XV I века Второй по величине колокол — Воскресный, весом 976 пудов 36 фунтов, украшен изображе ниями четырех евангелистов и надписью: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаго лы их. От края небесе исход его и сретение его до края небесе». На юго-западной колокольне Полиелейный колокол в 663 пуда украшен ликами московских святителей, митрополитов: Петра, Алексея, Ионы и Филиппа и надписью: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их». На юго-восточной колокольне восемь колоко лов различной величины: первый, весом в 320 пу- 235
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz