Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ цы были равнодушно раздавлены колесами ма­ шины. Иван содрогнулся от увиденного. Поду­ мал, для чего это ему? А в воображении уже воз­ никало распятие Христа, и название само собой пришло —«Воскресение». Пока этюд писал, сви­ детелем еще одного события в этот день у церк­ ви стал. За многие годы звонарь впервые на ко­ локольню взошел, чтобы праздничный звон со­ творить. Семьдесят лет молчали колокола Вели­ кого Новгорода и вдруг — позволение звона! Проснись, Россия. В картине на железных церковных воротах кре­ сты —XX, точно обозначение века двадцатого. Во­ рота еще заперты, но калитка уже открыта, пока только калитка... Художники все выясняли, как на полотне ко­ локольный звон передать. А Ямбердов уже видел его. Когда первый удар разорвал тишину, птицы вспорхнули вверх. И вот в верхней части картины, в центре, —голубь, как распятие, изображен в фор­ ме креста, а тень от него на земле —черный крест. Будто художник мысленно картину перекрестил и калитку открыл... Колокола и их орнаменты И если до сих пор мы рассматривали образ ко­ локолен и колоколов в творчестве художников, то сейчас обратимся к колоколам, колокольчикам и их орнаментам. Разговор о надписях уже шел, но не оговари­ вался орнамент, которым эти надписи украшались или декорировались. Например, ямские колоколь­ чики частенько были украшены изображением Ге­ оргия Победоносца —покровителя российского воинства и святого мученика за веру Христову. Другая ипостась его —крестьянская, в ней Ге­ оргий, или Егорий, выступает еще и покровителем скотоводства, потому его образ на колокольчиках считался у ямщиков еще и неким оберегом для ко­ ней от хищных зверей, падежей и болезней. Считался Егорий и землепашцем. Егорьев день открывал весну, а значит и полевые работы, пото­ му колокольчики с образом Егория, или Георгия, были столь востребованы в народе. Надписи на колоколах и колокольчиках разде­ лялись некими солярными знаками: крестом или 234

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz