Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ нему. И классическая музыка, и живопись, и лите­ ратура —шажочки, ступеньки к главному понима­ нию Господа. Сказал, что как в 1991 году принял священство, картины уже не писал, только иконы, хотя икона­ ми их тоже не назовешь, переучиваться на иконо­ писца у него времени нет, а не писать, коль Гос­ подь ссудил талантом таким, тоже не может... Как на полотне колокольный звон передать Иван Ямбердов —марийский художник-мону- менталист, как о нем говорят, но не только по обра­ зованию, а и по своей сути, своему мышлению, а, главное, чувствованию. Один из ярчайших предста­ вителей национального изобразительного искусст­ ва финно-угорского мира. Его живопись символич- на и многогранна, колорит Ямбердова «тревожно­ сумеречный, с ослепительными вспышками надеж­ ды и озарения, всполохами грядущего приближения истины и самообретения», пишет Колчева Эльви­ ра во вступительной статье к альбому художника (Ямбердов, 2005. С. 1). Меня в творчестве Ивана интересовали колокола. Оказа­ лось, в 1988 году судьба привела его поработать в Великий Нов­ город как раз на празднование — тысячелетия крещения Руси. Там и пришла идея триптиха «Голос времени». Первая карти­ на —«Безмолвие». На переднем плане ее видим стоящие на по­ стаменте колокола, за ними — Софийскую колокольню с коло­ колами, ставшими со временем культурным памятником, а не­ которые были сброшены с коло­ кольни и на многие десятилетия остались безмолвными. Однако, по мнению Ямбердова, они до сих пор помнят мелодию звуков. А вот глазницы колокольни в 1988 году еще пусты. Вторая картина —«Звонарь». Казалось, напи­ сать портрет звонаря церкви Святого Филиппа Павла Никитича Цветкова не удастся никому, он категорически отказывался позировать художни­ кам, а Ивану так не хватало этого портрета для сво­ его триптиха. И вдруг в Новгород приезжает мос­ ковский художник Николай Анохин, которого Ям­ бердов когда-то готовил для поступления в Сури- ковское училище. После училища Николай подвя­ зался было послушником в монастырь, но, прожив два года, не выдержал суровости жизни и вновь ушел на вольные хлеба. Встретились, и захотел Ни­ колай Ивана за поддержку в юности отблагодарить, предложил в ресторан сводить. От ресторана Иван отказался, зато попросил познакомить его со зво­ нарем. Для Николая это не составило труда, и Иван написал портрет звонаря. Третья картина триптиха —«Воскресение». 1 мая 1988 года он с этюдником стоял как раз на­ против церкви Святого Филиппа. Где-то недалеко проходила демонстрация, доносились крики «Ура», а около церкви — голуби... Откуда ни возьмись —черная «Волга». Пронеслась, оставив после себя лужи крови. Не успевшие взлететь пти­ Звонарь. Художник Иван Ямбердов 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz