Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ мы там стоят дониконианские, и звучит над Бе­ ловодьем колокольный прекрасный звон, но сто­ ит к этому месту приблизиться обыкновенным людям, как скроется Беловодье с глаз в густом тумане, только звон и услышишь издалека» (По­ лякова, 1973. С. 252). Что касается Индии, то здесь Николай Кон­ стантинович устремляет свой взгляд к колоколь­ чикам: «К черным озерам ночью сходятся индий­ ские женщины. Со свечами. Звонят в тонкие ко­ локольчики. Вызывают из воды священных чере­ пах. Их кормят. В ореховую скорлупу свечи встав­ ляют. Пускают по озеру. Ищут судьбу. Гадают» (Полякова, 1973. С. 119). Из Кашгара: «Пишу эти строки, а за окном звенят колокольчики карава­ нов, идущих на Андижан, —в новую страну » (По­ лякова, 1973. С. 241). Является колокольчик и символом феноме­ нального мира, похожего на звук колокольчика, который может быть различным, но его нельзя сохранить. «Человеческая жизнь также подобна убывающим звукам колокольчика, изменчива и не­ постоянна. И далее — левая рука с колокольчи­ ком — символ мира существ (феноменов) и Муд­ рости. На картине Н. К. Рериха ,Дорже Отваж­ ный“изображен герой, рискнувший соприкоснуть­ ся с Высшим Неведомым, „вооружившись “коло­ кольчиком, символом погашенных 108 страстей...» (Авотина, 2005. С. 576). Мурманские художники и их колокола Мурманский народный художник Николай Михайлович Морозов писал много картин с изоб­ ражением храмов и колоколен, но только на од­ ной —«Новый Валаам» —на звоннице прописаны колокола. У другого мурманского художника М. А. Кирина в картине «Рождение кижанки» (1981) на переднем плане —поморский дом, лодка и над ними огромный колокол. Нет, множество ко­ локолов или, вернее сказать, колокол и его звон. Художник решил расходящийся от колокола звон передать посредством дублирования изображения главного колокола (см. стр. 318). На древней Руси Деревенский пейзаж Художник Анатолий Сергиенко рождение всегда сопровождалось колокольным звоном, о чем и хотел сказать художник в своей кар­ тине. А вот что пишет Владимир Владов о картине «Деревенский пейзаж» еще одного мурманского художника Анатолия Сергиенко: «И вдруг видишь на переднем плане звонницу, на перекладине из по­ темневшего от времени дерева - колокол. Молча­ щий колокол. Хранящий в себе и праздничный звон, и голос бед народных, которые даже в радости за­ бывать нельзя. Об этом напоминает художник » (Владов, 1984). В другой картине Сергиенко под названием «Зима 41-го» мы видим тот же самый пока еще мол­ чащий колокол, который отражен и в «Деревен­ ском пейзаже», только теперь мимо него по дере­ венской дороге идет колонна советских бойцов, и некому проводить их колокольным звоном на за­ щиту отечества... Но позднее колокола художника в картине «Набат» на зловещих высверках пожа­ ра грянут могуче и призывно, во всю свою могу­ чую медную мощь. В «Набате» Сергиенко на фоне разбушевавшегося пламени два звонаря бьют в 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz