Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Обратимся сразу к двум картинам Рериха: «Крестный ход» (1920) и «Ранние звоны. (Русская Пасха)» (1930). С первого взгляда можно поду­ мать, что это одна и та же картина, только напи­ санная в разных тонах, обманный эффект проис­ ходит из-за одного и того же храма с четырьмя ко­ локолами в правой части и крестный ход с хоруг­ вями и свечами. И все же, приглядевшись, нахо­ дим различия в них: «В историческом пейзаже „Крестный ход “ив аналогичной композиции „Ран­ ние звоны “перед зрителем разворачивается вели - чественное пространство пасхального богослуже­ ния, композиционная и световая структура кото­ рого сродни спиральным виткам Млечного пути. Впервые в русском искусстве именно в таких — космических — масштабах осмысляется христи­ анское действо. Если вспомнить традицию, восхо­ дящую к полотнам В. Г. Перова и И. Е. Репина, которые открыли тему крестного хода в русской живописи, то взгляд Рериха на православную куль­ туру не только лишен малейшего - будь то отри­ цательной или положительной — социального ас­ пекта, но приобрел совершенно той масштаб, мас­ штаб обобщения на уровне космических ассоциа­ ций » (Сергеева, 2003. С. 67). «Ранние звоны» мож­ но назвать картиной-символом, воплощающим светлое пробуждение человеческих душ, как пишет Петр Пильский (Сергеева, 2003. С. 67). Этот звонкий Русский Север — синева морских глубин, скудный лес, морошка, клевер, гроздья красные рябин. Воспевал его и Рерих — как художник и поэт. Кто не любит тихий Север — Тот не знает этих мест. На картинах живописца Небо пурпуром горит, Снег полуденный искрится, Храм торжественно стоит. Купола блестят на солнце, Слышен звон колоколов. У открытого оконца Душа молится без слов. Алевтина Самсыка. «Русский Север» Упоминает Н. К. Рерих о колоколах и в своих путевых очерках: «Мы никогда не забудем посе­ щений Брюгге. И колокола, которых нигде не ус­ лышишь...» (Полякова, 1973. С. 114). А это о Бело­ водье —святом месте староверов: «Будто где-то на юге, за степью Губарь, можно предположить пустыню Гоби, за Опоньским царством, или Япо­ нией, есть праведная страна, где живут русские люди, сохранившие в чистоте старую веру. Ихра- Звенигород Художник Н. К. Рерих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz