Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ 'Ш чм ница» (1908), «Старый Псков» (1922) —написана Рерихом в Америке для неосуществленной поста­ новки оперы Н. А. Римского-Корсакова «Пскови­ тянка». Что касается картины «Сергиева пустынь» (1933), то Н. В. Сергеева пишет, что за «...живопис­ ной особенностью мастера стоит философское осознание мира, который по его мнению, состоит из единой субстанции — ,,духоматерии“» (Сергее­ ва, 2003. С. 20), потому в этой картине храм вос­ принимается как земное и небесное естество. Об­ ратимся непосредственно к картинам «И Мы тру­ димся» (1922), «И Мы приносим свет» (1922), «И Мы открываем врата» (1922). Все они объедине­ ны общей темой —монастыря и схимников. В пер­ вой, написанной в желто-коричневых тонах, до­ вольно много света, стены с башней и звонницей монастыря и три схимника, идущие к озеру за во­ дой... Во всем образе картины читается размерен­ ность и спокойствие монастырской жизни. В кар­ тине «И Мы приносим свет» монастырская стена с воротами и звонницей выглядят массивными, долговечными, и на фоне их выписаны стройные фигуры монахов, выходящих из ворот, несущих в своих руках свет. И, наконец, третья картина из этой серии. На ней образ храма становится доми­ нирующим, Но самая, пожалуй, колокольная кар­ тина Рериха —«Звенигород» (1933). В цикле «Ле­ генды Белой Горы» написано: «Христос сказал Будде: „Негоже Самим Храм строить, Самим на колокольне звонить. Брат Будда, собери тех лю­ дей, которые могут третий глаз возжечь. Помоги им пустыню пройти. Надели их достатком стро­ ительным. Чистую звезду перед ними зажги. Воз­ дай меру доверия, — пусть Храм вознесется рука­ ми человеческими, чтобы было куда войти Нашему Собору. Удумаем, куда посадить строителей, ка­ кою мерою честь воздать тому, кто за Нас на весь мир позвонил. Быть тому на Звенигороду “» (Нико­ лай Константинович Рерих, 2004. С. 30). В сказке житейского плана «Риши» у Н. К. Ре­ риха находим следующее: «Перед нами путь на Кайлас. Высится одно из пятнадцати священных чудес, исчисленных в книгах Тибета. Гора Колоко­ ла. По острым кряжам ходят к вершине ее. Состо­ ит она поверх последнего можжевельника, поверх всех желтых и белых складок нагорных. Тут ходил и Падма Самбгава, о том говорит древний монас­ тырь Ганго-Ла... И тот, который дал горе зовущее Псков. Художник Н. К. Рерих. 1 9 3 5 -1 9 3 6 гг. имя колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!» (Рерих, 2006. С.174-175). Обратимся к стихотворению юного Юрия Ре­ риха «Предания» в форме «белого стиха» (Рерихи и Россия, 2000. С. 13): ...Зарыты в городищах древние храмы. Только порой слышно бывает, как колокол под землёю заунывно гудит. Когда зарыты храмы? Не знает никто. Только предания говорят: «Взойдут храмы тогда, когда в дни невиданной славы Матушка-Русь зануждается в них. Стихотворение можно назвать пророческим, хотя и написано сыном Рериха в юношеские годы. Скорее всего, мальчик был очарован преданием о загадочном Беловодье, но и в современной России в 30-х годах будут сбрасываться колокола и на мно­ гие годы закроются храмы. О, этот звон, весенний красный звон! Как много он тому напоминает, Как много чувств забытых будит он Для тех, чей жизни вечер наступает... Аполлон Коринфский. «Пасхальный звон» 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz