Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ пившихся до последней нитки бражников... Гремят цепи выведенных сюда для сбора подаяния колод ников... Крик юродивого, песня калик перехожих... Смерть, любовь, рождение, стоны и смех, драма и комедия — все завязалось неразрывным непонят ным узлом и живет вместе как проявление своеоб разного уклада жизни средневекового народного го рода. Но вот день клонится к вечеру, пустеют ули цы и площади: народ разошелся — кто по домам, кто по церквам к вечерне и всенощной, а кто в бани...» (Легенда о счастье, 1987. С. 282). Продолжим перечень картин художника: «Вьюжит» (1904), «Метель» (1904), «Лубяной торг на Тубе в XVII веке» (1926), «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII веке» (1918), «Мос ковский Кремль при Иване Калите» (1926), «На чало мая. Рябово» (1919), «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925), «Монастырь в Московской Руси», «Новгородский торг». И вновь рассказ Васнецова: «Спят Серебря ники, не стучат молоты в Кузнецком конце, за молкли Гончары, Хамовники безмолвны и пусты их улицы. Где-то крик о помощи... Вдруг набат, за- выли псы... Всполыхнуло зарево над Москвой! Ре вет, сзывает всполошный колокол на кремлевской башне, что у Фроловских ворот. Отвечает ему тревожным криком какая-то маленькая де ревянная церковка, ярко освещенная заревом сверху донизу. А тати не дремлют — им пожива. Крепче замкнули решеточные сторожа уличные решетки, участилась дробь колотушек карауль щиков: того и гляди, пожаром воспользуются гра бители и выкрадут из амбаров. Так и случилось в 1595 году...» (Легенда о счастье, 1987. С. 283). «Но вот еле заметный свет утра прокрался на небе. Загудели колокола на „Иване“, пошли перезво ны по всей Москве к заутрене и ранней обедне — начался день» (Легенда о счастье, 1987. С. 284). Описывая старую Москву и ее звоны, Васне цов не забывает читателям обрисовать и облик ко локольни: «Ракурс Спаса с берега, пожалуй, еще красивей, нежели его дальний вид. Колокольня не сколько позднейшей постройки, но зато сам корабль очень строен и характерен. Живопись, сплошь по крывающая стены и теряющаяся во мраке купола, полна гармонии, ласкает глаз на редкость прият ным сочетанием тонов, облагороженных печатью времени» (Легенда о счастье, 1987. С. 309). Художник и мыслитель Н. К. Рерих Николай Константинович Рерих, художник и мыслитель, не только увековечил в слове и живо писи священную гармонию самобытных художе ственно-архитектурных форм Руси, вобравших в себя и русский дух, и устремления к Всевышнему: «Призывая „зарисовать, снять, описатъ“красоту отечественных древностей, запечатлеть ее для бу дущих „Зданий жизни “,художник сам создает серии бесценных этюдов и картин - белокаменную тор жественность церквей и соборов, „благолепие"звон ниц и святых врат, суровую мощь монастырских и кремлевских стен...» (Рерихи и Россия, 2000. С. 6,15). До монголов на Руси колокольни не строились, и первое упоминание о звоннице в Пскове отно сится к 1394 году, в Новгороде —к 1437-му. Да и в 1630-х годах путешественник Олеарий отмечал, что на тот период истории России колокола на столбах висели чаще, чем на колокольнях. Авот в творчестве Николая Константиновича на ходим немало картин, где изображены колокольни с колоколами: «Спас-Нередица» (1898); «Новгород. Спас Нередицкий» (1899); «Псков» (1935-1936); «Покров. Колокольня, построенная на крепостной башне» (1899 ); «П сково -П ечерский м он а стырь XVI века» (1907); «Печоры. Большая звон- Эскиз звонницы в Вариме Художник Н. К. Рерих. 1934 г. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz