Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ i.y - " V * . ' v / i t- Похищению колоколов можно найти и лите ратурные примеры, например, в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герой Рабле снимает и уносит большие колокола собора Па рижской богоматери, оправдывая свой поступок тем, что «...отлично могли бы служить коло кольчиками на шее его кобылы». Но парижане просят его вернуть колокола, выставляя самый сильный аргумент: « Бог свидетель, город без колоколов подобен слепцу без клюки, ослу без под хвостника, корове без бубенчиков...», добавляя: «Голубчик, сударь, „околоколъте“нас: ведь это же городское имущество!» (Рабле, 1993. С. 35-39 ). В 1066 году князь Всеслав Брячиславович напал на Новгород, ограбил, не погнушавшись ценно стями и святынями Софийского собора, прика зав снять колокола и паникадила. Но на следу ющий год сыновья Ярослава Мудрого разбили войско князя и вернули Новгороду все украден ное (Андреев, 1983. С. 31). Так что охота за ко локолами имеет под собой древние корни, с той лишь разницей, что раньше колокола пленили для своих городов и колоколен, а сейчас —на сдачу в цветмет. Колокол —это набат, это символ народного единства в грозовые часы истории. М. Лермон тов в поэме «Черкесы» пишет: «Начальник всем полкам велел / Сбираться к бою, зазвенел/ На батный колокол...». Может, поэтому и поэтесса из Тамбова Валентина Дорожкина в стихотворе нии «Беспокойство» чувствует «Тревожны вре мени приметы» и призывает людей, восклицая: «Уже давно пришла пора /Б ит ь ,/ бить во все ко локола ». Колокол — звонкоголосье бескрайней русской равнины, ее необъятности и светлого высокого неба, чистоты и голубизны. Колокол — как сочетание прочности и певучести. Колокол — вековой спутник русской тройки. Как ни посмот реть на памятник: с любой стороны света, с вер хней ли, с нижней точек, символ этот прогляды вается с неизменной четкостью и выразительно стью. Не частый пример в монументальной скульптуре! (Семанов, 1980. С. 64). На колокольне колокол зевнул, И звон поплыл, поплыл куда-то в рощу. Его туман обратно не вернул, Березки только ободрились, ропщут. Как тихо на душе под этот шум. А звон остыл, и хочется мне снова, Чтобласковый, с оттяжкой «ди-ли, бу-у-ум...» Опять поплыл, звеня в заре багровой... В. В. Турапин. «Береги себя для России» Звонарь. Художник Юрий Миронов Было любопытно обнаружить в древнерус ской литературе «Калязинскую челобитную», которая написана богомольцами Колязина мона стыря архиепископу Тверскому и Кащинскому Великому господину преосвященному Симеону на архим андрита Гавриила, научившего «...поно марей плутов не во время в колокола звонить, в доски колотить, и они, пономари плуты, из ко локолов много меди вызвонили, железные языки перебили, три доски исколотили, ни в день, ни в ночь нам, богомольцем твоим, покою не дают. Да он же, архимандрит, приказал старцу в полночь подле келей с дубиною ходить, в келейные двери колотить, нашу братью будить...» Эти самые бо гомольцы даже открыто писали о том, что если бы власти им «...не мешали, и мы бы не пожале ли, и колокола бы отвязали, да в Кашин сослали и на вино б променяли: и так они нам много зла учи нили, всех нас переглушили». [Древнерусская л и тература: Калязинская челобитная, С. 1. Древ нерусская культура: литература и искусство, С. 1444 (ср. Хрестоматия, С. 448-449)]. Знавали колокола не только дни торжеств, но и потрясений. Варварским истреблением медных глашатаев в начале 30-х годов обозначился XX век, когда звон колоколов по России исчез на более полвека. И вновь начал робко подавать свой голос только в конце прошлого столетья. Отсюда возникает вопрос, почему же в после- 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz