Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ бый и дрожащий, как стон или вздох пробужденно­ го, разнесся по окрестности и долго стоял эхом в воздухе. Второй был громче, но прозвучал как бы нехотя, в бреду. Лениво, удар за ударом, лились зву­ ки и будили окрестность печальным плачущим эхом. Отсчитавши двенадцать, Омеля как будто колебался: дать еще раз или нет; помедлив немно­ го, он решительно и громче всех ударил „тринад- цать“, как бы сказавши себе: „э, куда ни шло!1'Егор Николаич, засыпавший было, стал невольно счи­ тать бой часов и, когда насчитал тринадцать, про­ бормотал: — Вот, мошенник, нечистого тешит: его дюжи­ ну наколотил. А тринадцатый удар часового колокола долго выл по окрестности, долго бродил, нигде не находя при­ юта, и замер, наконец, где-то далеко в Сверчков- ском темном лесу в самых его дебрях, куда днем сол­ нце не заглядывало и дневали совы и летучие мыши, где даже неоднократно видали самого лешего; у него за пазухой тринадцатый удар колокола и нашел себе приют» (Легенда о счастье, 1987. С. 236). Колокольный звон у Васнецова можно услы­ шать в картинах: «Москва XVI столетия (Вид на Кремль из Замоскворечья») (1891), «Улица в Ки­ тай-городе. Начало XVII века» (1900), «Нарассве­ те у Воскресного моста. Конец XVII века» (1900), «На крестце в Китай-городе» (19 0 2 ), « Б а ­ зар. XVII век» (1903), «Утро. XV век. (Ранним ут­ ром. Москва XV столетия)» (1903), «Старая Мос­ ква» (1904). Мастер художественных полотен пишет: «На обоих планах на Ивановской площади изображена церковь Христофора и храм Черниговских чудотворцев, но звонница Ивана Великого на Го- дуновском плане, сходная с современной, воссозда­ на в том же виде, какой она имела до разрушения в 1812 году, на Сигизмундовом же — одноверхая, с закомарами и кокошниками. Хотя, быть может, тут виноват слишком малый масштаб Сигизмун- дова плана, где арки с колоколами вследствие этого вышли похожими на закомары. Зато пропорции Ивановской колокольни ирисунок ее взяты вернее...» (Легенда о счастье, 1987. С. 272). В рассказе «Облик старой Москвы» художник А. М. Васнецов писал, что «Раздастся оглушитель­ ный перезвон колоколов на низкой деревянной коло­ кольне на столбах... Склоняются головы и спины перед проносимой чтимой чудотворной иконой... Разольется захватывающая разгульная песня про­ Монастырь в Московской Руси Художник А. М. Васнецов 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz