Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВ OH. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВ ОПИСИ движение. Один рукав-колокол - по центру, дру­ гой —вверху, точно раскачались: один уже взле­ тел, другой ждет сигнала. Они не безмолвны, не опущены «юбкой» вниз, они в полете. Вспомним, что в начале появления их на Руси, раскачива­ лись не языки в колоколе, раскачивался сам ко­ локол. Колокольные языки —это кисти рук стар­ ца. Один —разбудил душу и заставил ее загореть­ ся светочем, другой притянул к себе филина —сим­ вол мудрости и беспристрастного видения мира. И, несмотря на то, что в картине нет ярких тонов, она очень жизнеутверждающая. Художников, как поэтов и писателей, обратив­ шихся к теме колоколов и колоколен, оказалось великое множество, перечислю хотя бы некоторых: В. Сидоров —«Колокол»; Илья Глазунов —«Сте­ ны Путивля. Эскиз декорации к опере А.Бороди­ на „Князь Игорь"» (1961), «Загорск» (1975), «Ле­ генда о граде Китеже. Иллюстрация к роману П. Мельникова-Печерского „Влесах“» (1963); Пат­ рик Вудрофф —«Там, в Левитании»; Е. П. Шиль- ников —«Великий Устюг, набережная» (1968); B. Д. Поленов —«Московский дворик» (1878); Ф. Я. Алексеев —«Площадь перед Успенским со­ бором в Московском Кремле. Начало XIX века»; C. В. Герасимов —«Пугачев» (1943)—в этой кар­ тине у Герасимова на переднем плане написан Ве­ чевой колокол на столбе; В. И. Суриков —«Коло­ кольня Ивана Великого» (1876), «Вид на Кремль зимой» (1876), «Взятие снежного городка» (1891) — здесь Суриков выписал тройку с колокольчиками под дугой; Н. Пучков —«Троице-Сергиева лавра»; И. Я. Билибин —Иллюстрация к присказке «Жил- был царь...» из книги «Царевна-лягушка» (1900), иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» АС.Пуш- кина (1905), обложка книги «Василиса Прекрас­ ная»; П. В. Митурич —«Мясницкая улица. Моск­ ва»; В. Е. Маковский «На бульваре» (1886-1887); В. С. Садовников —«Московский Кремль», «На­ родное гулянье в Московском Кремле», «Военный парад в Московском Кремле»; Б. М. Ольшанский — «Помни имя свое» —на переднем крае этой карти­ ны тамбовского художника запечатлены разбитые колокола; Вячеслав Рассохин —«Ледоход на Мос- кве-реке», «Пляска», «Возвращение от пасхальной за­ утрени», «В ожидании сигнала Ивана Великого» — на этой картине застывший звонарь стоит у коло­ колов в ожидании удара колокола с колокольни Ивана Великого; С. Н. Андрияка —«Зимний пей­ заж»; Владимир Смирнов —«Глазами прадеда», «Москва златоглавая», «Нежданная зима»; Клав­ дия Лебедева —«Увоз Вечевого колокола из Нов­ города при Иване III»; В. Брусина —эскиз к филь­ му-спектаклю «Борис Годунов»; Эдуард Дмитри- енко —«Соловецкий монастырь»; Татьяна Канда- урова —«Радуга», «Яблочный спас», «Метелица»; Владимир Занога —«Спаси и сохрани», «Геор­ гий Победоносец»; Г. А. Сотсков —«Затоплен­ ная Никольская церковь в Калязине (после за ­ полнения Угличского водохранилища)»; Николай Иванович Барченков —«Осень. Загорск 1941 года»; Э. Г. Браговский —«Новгород 1967»; К ал аш ни ­ ков — «Объявление герольдами на Кремлевской площади о коронации императрицы Екатерины II (гравюра)»; К. К. Лопяло —«Церковь Архангела Гавриила — Меньшикова башня в 1707 году»; Д. М. Утенков —«Новодевичий монастырь 1978»; Антуан Ватто — «Савояр с сурком» (1709); В. К. Стеколыцикова —«Борисоглебская звонни­ ца» (2004); А. А. Осмеркин — «Митрополичья трапезная и колокольня в Троице-Сергиевой лавре» (1946), Геннадий Осиев —«Горицы» (1978) и другие. Древняя Русь Аполлинария Васнецова Одним из самых «колокольных» живописцев конца XIX —начала XX веков был Аполлинарий Михайлович Васнецов. Рассматривая его архитек­ турные пейзажи, изображающие древнюю Моск­ ву, видим, что неизменным участником их обяза­ тельно являются колокола и колокольни. Васне­ цов удивительно сказочный живописец, смотря на его картины, невольно начинаешь слышать совер­ шенно разнохарактерные звоны: то утренний бла­ говест, то всполошный, то погребальный, а то и звон колокола Вечевого. Но талантливым Аполли­ нарий Васнецов оказался не только как художник, но и как литератор. Вот как он описывает в своих воспоминаниях колокольные звоны и колоколь­ ни: «И вдруг среди этой немой тишины голос вре­ мени снова, казалось, все вызвал к бытию. Омеля ударил полночь. Первый звук часового колокола, сла­ 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz