Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВ OH. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВ ОПИСИ движение. Один рукав-колокол - по центру, дру гой —вверху, точно раскачались: один уже взле тел, другой ждет сигнала. Они не безмолвны, не опущены «юбкой» вниз, они в полете. Вспомним, что в начале появления их на Руси, раскачива лись не языки в колоколе, раскачивался сам ко локол. Колокольные языки —это кисти рук стар ца. Один —разбудил душу и заставил ее загореть ся светочем, другой притянул к себе филина —сим вол мудрости и беспристрастного видения мира. И, несмотря на то, что в картине нет ярких тонов, она очень жизнеутверждающая. Художников, как поэтов и писателей, обратив шихся к теме колоколов и колоколен, оказалось великое множество, перечислю хотя бы некоторых: В. Сидоров —«Колокол»; Илья Глазунов —«Сте ны Путивля. Эскиз декорации к опере А.Бороди на „Князь Игорь"» (1961), «Загорск» (1975), «Ле генда о граде Китеже. Иллюстрация к роману П. Мельникова-Печерского „Влесах“» (1963); Пат рик Вудрофф —«Там, в Левитании»; Е. П. Шиль- ников —«Великий Устюг, набережная» (1968); B. Д. Поленов —«Московский дворик» (1878); Ф. Я. Алексеев —«Площадь перед Успенским со бором в Московском Кремле. Начало XIX века»; C. В. Герасимов —«Пугачев» (1943)—в этой кар тине у Герасимова на переднем плане написан Ве чевой колокол на столбе; В. И. Суриков —«Коло кольня Ивана Великого» (1876), «Вид на Кремль зимой» (1876), «Взятие снежного городка» (1891) — здесь Суриков выписал тройку с колокольчиками под дугой; Н. Пучков —«Троице-Сергиева лавра»; И. Я. Билибин —Иллюстрация к присказке «Жил- был царь...» из книги «Царевна-лягушка» (1900), иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» АС.Пуш- кина (1905), обложка книги «Василиса Прекрас ная»; П. В. Митурич —«Мясницкая улица. Моск ва»; В. Е. Маковский «На бульваре» (1886-1887); В. С. Садовников —«Московский Кремль», «На родное гулянье в Московском Кремле», «Военный парад в Московском Кремле»; Б. М. Ольшанский — «Помни имя свое» —на переднем крае этой карти ны тамбовского художника запечатлены разбитые колокола; Вячеслав Рассохин —«Ледоход на Мос- кве-реке», «Пляска», «Возвращение от пасхальной за утрени», «В ожидании сигнала Ивана Великого» — на этой картине застывший звонарь стоит у коло колов в ожидании удара колокола с колокольни Ивана Великого; С. Н. Андрияка —«Зимний пей заж»; Владимир Смирнов —«Глазами прадеда», «Москва златоглавая», «Нежданная зима»; Клав дия Лебедева —«Увоз Вечевого колокола из Нов города при Иване III»; В. Брусина —эскиз к филь му-спектаклю «Борис Годунов»; Эдуард Дмитри- енко —«Соловецкий монастырь»; Татьяна Канда- урова —«Радуга», «Яблочный спас», «Метелица»; Владимир Занога —«Спаси и сохрани», «Геор гий Победоносец»; Г. А. Сотсков —«Затоплен ная Никольская церковь в Калязине (после за полнения Угличского водохранилища)»; Николай Иванович Барченков —«Осень. Загорск 1941 года»; Э. Г. Браговский —«Новгород 1967»; К ал аш ни ков — «Объявление герольдами на Кремлевской площади о коронации императрицы Екатерины II (гравюра)»; К. К. Лопяло —«Церковь Архангела Гавриила — Меньшикова башня в 1707 году»; Д. М. Утенков —«Новодевичий монастырь 1978»; Антуан Ватто — «Савояр с сурком» (1709); В. К. Стеколыцикова —«Борисоглебская звонни ца» (2004); А. А. Осмеркин — «Митрополичья трапезная и колокольня в Троице-Сергиевой лавре» (1946), Геннадий Осиев —«Горицы» (1978) и другие. Древняя Русь Аполлинария Васнецова Одним из самых «колокольных» живописцев конца XIX —начала XX веков был Аполлинарий Михайлович Васнецов. Рассматривая его архитек турные пейзажи, изображающие древнюю Моск ву, видим, что неизменным участником их обяза тельно являются колокола и колокольни. Васне цов удивительно сказочный живописец, смотря на его картины, невольно начинаешь слышать совер шенно разнохарактерные звоны: то утренний бла говест, то всполошный, то погребальный, а то и звон колокола Вечевого. Но талантливым Аполли нарий Васнецов оказался не только как художник, но и как литератор. Вот как он описывает в своих воспоминаниях колокольные звоны и колоколь ни: «И вдруг среди этой немой тишины голос вре мени снова, казалось, все вызвал к бытию. Омеля ударил полночь. Первый звук часового колокола, сла 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz