Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КО. 'IOh г >.ЮН ны объемны, с многослойным рельефом. Это и «Старый Петрозаводск» (1992), и «Большое гуля­ нье» (1992), и «Сказочный город» (1992), «Русский монастырь» (1993), «Зимняя ярмарка» (1994), «Гу­ лянье на деревне» (1994), «У городских ворот» (1994), «Часы» (1994), «Зимнийдень» (1995), «Бе­ лый скит» (1996), «Лесной город» (1997), «Тихая пристань» (1997), «Остров Валаам» (1997), «До­ рога к монастырю» (1998), «Посиделки» (1998), «Переправа» (1998), «Петрозаводск» (1998), «Го­ род на острове» (1989), «Сортавала» (2001), «Зим­ ний день» (2002). На всех перечисленных карти­ нах обязательно присутствуют колокольни и хра­ мы. Картины поражают своей правдивостью жиз­ ни и в то же время изумительной сказочностью. Обратимся к стихотворению «Глухомань», принадлежащему перу художника П. А. Родимова (Легенда о счастье, 1987. С. 366): В перелесках застряли туманы, Дождик брызжет весь день спозарань, Но мша мне страна глухомань, Косогоры и травы-бурьяны, И еловая роща седая, И кукушки волнующий стон, И моя в людях жизнь прожитая, И заштатных церквей перезвон. А от «Глухомани» П. А. Родимова обратимся вновь к столице нашей родины в рассказе Василия Григорьевича Перова «Медовый праздник в Мос­ кве»: «Вот загудел большой колокол в соседнем мо­ настыре, мягко разливаясь по всему окружающему пространству. Кончилась и обедня. Народ толпа­ ми повалил к месту удовольствия» (Легенда о сча­ стье, 1987. С. 136). В августе 2003 года в Новгороде Великом я от­ крыла для себя художника Николая Дунина. Сю­ жеты почти всех картин Николая Ивановича очень праздничные, яркие, веселые, звонильные. Он пи­ шет Новгород XV-XVII веков и не акцентирует внимание зрителя на храмы, звонницы и колоко­ ла, но их присутствие мы видим во многих его ра­ ботах. А уж в «Софийской звоннице» колокола просматриваются прекрасно на всех пяти башен­ ках. Помимо живописи Дунин занимается и резь­ бой по дереву, и вот здесь выделяется его «Зво­ нарь», вовсю раскачивающий колокол, в такт ко­ торому слышится звон и маленьких колокольчи­ ков на его поясе, бубенцов на посохе. Рада была найти колокола и в творчестве ху­ дожника Константина Васильева. Картина «Евп- раксия». На переднем плане изображена парящая над пожаром и колокольней женщина с младенцем на руках. Плащ, точно крылья, поднимает ее над землей, а внизу в красном зареве звонят колокола, возвещая о народном бедствии. И другая картина Васильева, полная противо­ положность первой, более известная нежели «Ев- праксия», —«Человек с филином». Это картина- символ, которую художник написал перед самой смертью, оставив ее нам как завещание, предска­ зание будущего России. Некоторые находят в ней до четырехсот символов. Но нас интересуют толь­ ко рукава-колокола старца, в которых чувствуется Че л о в е к с ф и л и н о м Х у д о ж н и к К о н с т а н т и н Ва с и л ь е в 223

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz