Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КО. 'IOh г >.ЮН ны объемны, с многослойным рельефом. Это и «Старый Петрозаводск» (1992), и «Большое гуля нье» (1992), и «Сказочный город» (1992), «Русский монастырь» (1993), «Зимняя ярмарка» (1994), «Гу лянье на деревне» (1994), «У городских ворот» (1994), «Часы» (1994), «Зимнийдень» (1995), «Бе лый скит» (1996), «Лесной город» (1997), «Тихая пристань» (1997), «Остров Валаам» (1997), «До рога к монастырю» (1998), «Посиделки» (1998), «Переправа» (1998), «Петрозаводск» (1998), «Го род на острове» (1989), «Сортавала» (2001), «Зим ний день» (2002). На всех перечисленных карти нах обязательно присутствуют колокольни и хра мы. Картины поражают своей правдивостью жиз ни и в то же время изумительной сказочностью. Обратимся к стихотворению «Глухомань», принадлежащему перу художника П. А. Родимова (Легенда о счастье, 1987. С. 366): В перелесках застряли туманы, Дождик брызжет весь день спозарань, Но мша мне страна глухомань, Косогоры и травы-бурьяны, И еловая роща седая, И кукушки волнующий стон, И моя в людях жизнь прожитая, И заштатных церквей перезвон. А от «Глухомани» П. А. Родимова обратимся вновь к столице нашей родины в рассказе Василия Григорьевича Перова «Медовый праздник в Мос кве»: «Вот загудел большой колокол в соседнем мо настыре, мягко разливаясь по всему окружающему пространству. Кончилась и обедня. Народ толпа ми повалил к месту удовольствия» (Легенда о сча стье, 1987. С. 136). В августе 2003 года в Новгороде Великом я от крыла для себя художника Николая Дунина. Сю жеты почти всех картин Николая Ивановича очень праздничные, яркие, веселые, звонильные. Он пи шет Новгород XV-XVII веков и не акцентирует внимание зрителя на храмы, звонницы и колоко ла, но их присутствие мы видим во многих его ра ботах. А уж в «Софийской звоннице» колокола просматриваются прекрасно на всех пяти башен ках. Помимо живописи Дунин занимается и резь бой по дереву, и вот здесь выделяется его «Зво нарь», вовсю раскачивающий колокол, в такт ко торому слышится звон и маленьких колокольчи ков на его поясе, бубенцов на посохе. Рада была найти колокола и в творчестве ху дожника Константина Васильева. Картина «Евп- раксия». На переднем плане изображена парящая над пожаром и колокольней женщина с младенцем на руках. Плащ, точно крылья, поднимает ее над землей, а внизу в красном зареве звонят колокола, возвещая о народном бедствии. И другая картина Васильева, полная противо положность первой, более известная нежели «Ев- праксия», —«Человек с филином». Это картина- символ, которую художник написал перед самой смертью, оставив ее нам как завещание, предска зание будущего России. Некоторые находят в ней до четырехсот символов. Но нас интересуют толь ко рукава-колокола старца, в которых чувствуется Че л о в е к с ф и л и н о м Х у д о ж н и к К о н с т а н т и н Ва с и л ь е в 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz