Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ У Лентулова колокола изображены на карти­ нах «Небосвод» (Декоративная Москва) (1915), в центре которой написана звонница с колокола­ ми, и «Кремль. Тула» (1931). А на картине «Ко­ локольцы лиловые» (1939-1940) —букет поле­ вых колокольчиков в вазе, прекрасно выполнен­ ная работа в теплых пастельных тонах. А вот карельский художник Алексей Еремин, родившийся в деревеньке Углевщине (Голенький, 1985), где стояло всего восемь домов, в своем твор­ честве запечатлел больше не колокола, а звонни­ цы: «Бурный день» (1967), «Светлый день» (1971), в которой написана та же часовенька с колоколь­ ней, что и в первой картине, только с другой сто­ роны. Теперь взору предстает перед ней не водное пространство, а три березки и поле в цветах и кам­ нях, чисто карельский пейзаж. В этом же списке можно назвать две картины под общим названием «Варваринская церковь на Яндомозере» (1970) и (1975), «Часовня на Марковщине» (1973), «На Яндомозере» (1979). Особняком в его творчестве стоит картина «Степан Тимофеевич Разин», посвя­ щенная казни великого бунтаря. На ней с правой стороны центральной фигурой возвышается Сте­ пан Разин, закованный в цепи, а напротив выпи­ сан поп. колотящий в Вечевой колокол. У другого Память (Вечный огонь памяти безвинно убиенных. 1 9 1 7 ... 1 9 9 1 ...) Художник Олег Семичаевский. 1991 г. карельского народного художника Бориса Нико­ лаевича Поморцева выделим картину «Пробужде­ ние» (1977). Побывала я на выставке картин «По Святым местам» в Александро-Невской лавре Санкт-Пе- тербурга, видела картины: Т. А. Брынза —«Крест­ ный ход» с колокольней и колокалами, А. А. Алек­ сандровского —«Февраль». Но особо меня заинте­ ресовала картина Виктора Васильевича Ляпкало «Колокола». Все картины написаны в Свято-Тро­ ицком Антониево-Сийском монастыре в 2007 году. У художника Олега Семичаевского космиче­ ские образы в картинах исполнены веры в гряду­ щее торжество Добра и Света, так о картинах Оле­ га Семичаевского пишут искусствоведы. На кар­ тине «Память (Вечный огонь памяти безвинно уби­ енных. 1917... 1991...)» (1991) на переднем плане написана пятиярусная колокольня, вознесенная художником к самому небу, потому как ниже ее только облака. Кажется, именно звук колоколов рождает движение облаков, клубящихся в про­ странстве, и возникающий в самом подножии ко­ локольни огонь, как символ жизни. Прекрасна картина «Колокольный звон» уче­ ника знаменитого И. Репина Н. Фешина, с 1923 года проживавшего в США и в России долгое вре­ мя бывшего неизвестным. На ней изображена ко­ локольня с колоколами, посмотреть на которые пришли дети с учителями. Хороша картина и ленинградской художницы Ольги Леонидовны Копейной «Благовест» (1966): на голубом небесном фоне храма выписан звонарь, раскачивающий колокола. Посчастливилось мне увидеть и выставку не­ обычных картин, вырезанных по дереву народным художником России Кронидом Александровичем Гоголевым. Ничего подобного видеть до этого не приходилось. Точно древняя деревянная Русь, не­ однократно описанная в произведениях Дмитрия Балашова, сошла с картин, материалом для кото­ рых послужила липа. Техника необычна — «глу­ бокий многослойный рельеф». Картинам Гоголе­ ва присуща необыкновенная теплота, которая ис­ ходит и от природного материала —дерева и от той энергии добра, которую заложил в них художник. Пройти мимо этого великолепия и не остановить свой взор невозможно. Они точно затягивают смотрящего в магию жизни предков, заставляя взгляд устремляться все глубже. Не зря же карти­ 2 2 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz