Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ Жизнь на картинах Бориса Михайловича Кус­ тодиева, расцвеченная в яркие тона, кипучая, звон­ кая, праздничная, на его полотнах изображены то ярмарка, то масленица, то гулянье. Да и названия картин говорят сами за себя: «Ярмарка» (1906), «Гулянье по Волге» (1909), «Автопортрет в санях» (1912), «Купчихи» (1912), «27 февраля 1917 г.» (1917), «Сцена у окна» (1921), «Осень в провин­ ции» (1926). На всех этих картинах неизменным участником, представляемых сцен, являются раз­ ноцветные соборы, колокольни, колокола или ко­ локольчики под дугой, как на развеселой тройке в картине «Масленица» (1919). В ярмарочных по­ лотнах художник показывает колокола не просто как некую дополнительную деталь того времени, они у него наполняют картину радостным трезво­ ном, потому как не статично висят, а раскачивают­ ся. И колокольни в картинах Кустодиева, как неотъемлемая часть храмовых комплексов, олицет­ воряют Святую Русь и русское православие, неот­ делимое от колокольного звона. Обратимся к картине Константина Федорови­ ча Юона «Троицкая лавра зимой» (1910). В ней на первый план художник выносит спокойную, раз­ меренную жизнь горожан, которая протекает у стен лавры, а сам архитектурный комплекс красочно располагает в глубине картины, точно некий ска­ зочный городок, расцвеченный ярко и красочно и озвучен звоном колоколов. В другой его картине «Купола и ласточки» (1921) Успенский собор Тро­ ице-Сергиевой лавры изображен художником на фоне огромного небесного пространства и необоз­ римых далей. Торжественно сверкают купола, зву­ чат колокола, и стаи ласточек вьются вокруг. Картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» (1871), по мнению искусство­ ведов, открыла целую эпоху в истории русского пейзажа. На переднем плане запечатлены хлопот­ ливые птицы, которые устраивают себе гнезда, а в глубине за дощатым забором виднеется шатровая колокольня с отливающими белизной небольши­ ми колоколами. Причем возникает чувство, что колокола не молчат, они так же радостно оглуша­ ют всю округу звоном, как и прилетевшие с зимов­ ки грачи, и жизнь пробуждается в этих звуках. Радостно обнаружить яркие картины, запечат­ левшие колокольные звоны России и у художни­ ка Аристарха Лентулова, у которого ярморочно- Сказочный город. Фрагмент Художник Кронид Гоголев. 1992 г. цветовой калейдоскоп красок преломляется в не­ кую изломанность линий и даже гротесковость, но при этом в его картинах мы слышим колоколь­ ный звон. Одна так и называется «Звон» (Коло­ кольня «Иван Великий») (1915). Вот что по по­ воду ее пишется: «Композиция полотна представ­ ляет собой целую полифонию розоватых (крап- роза!) полукружий — плоскостей, которые распре­ деляются по полю холста наподобие звуковых волн, исходящих от колокольни Ивана Великого. Картина вызывает в воображении многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Созданию подобного обобщения, как бы одухот­ воренного волнами гулов и перезвонов, напоенного мажорным светом белокаменной архитектуры, слу­ жит целый комплекс ранее найденных и ныне „очи­ щенных“приемов. Архитектурный образ, выделен­ ный из панорамы Москвы, царит на полотне, как микрокосм, охваченный ритмически - разнородным движением. Колокольня неустойчивым конусом ухо­ дит вверх и вдруг, покачнувшись, склоняет свою гла­ ву. <...> ...в центре этого круговращения виден про­ ем, в котором висит колокол, раскачиваемый звона­ рем и наполняющий все поле картины каскадом цве­ тозвуковых волн» (Мурина, 1990. С. 106). 2 2 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz