Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ на мысли, что ждешь негромких ударов колокола, зовущего на вечернюю молитву. Один из современников Исаака Левитана пи сал о его картине «Вечер. Золотой плес» следую щее: «Кажется, сейчас ударит колокол и невольно на память приходят молитвенные слова: Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благово ление». Картинам Левитана и вообще свойственна осо бая поэтичность и музыкальность. Вспомним здесь и талантливого скульптора Антонину Петровну Усаченко, руками которой были созданы памятники Есенину и Молодцову в Рязани, Циолковскому в селе Ижевское, скульп тура «Скорбящая», «Летний дождь», гипсовое из ваяние скульптуры «Россия —Родина моя». Судь ба этой женщины-скульптора оказалась мало ска зать тяжёлой, ее творения замалчивали, мучила болезнь и игнорирование коллег. Журналист Дмитрий Соколов в статье «И колокол молчит» вспоминает, как однажды на персональной выстав ке Антонины Петровны его поразил один экспо нат под названием «Автопортрет». Усаченко изоб разила себя анфас на дне колокола, сжимаемого двумя руками. И Соколов признаётся, что только Софийская звонница Художник Николай Дудин потом к нему пришло понимание смысла этой ра боты скульптора. Он пишет, что «Антонина ощу щала себя живым колоколом, чей звон не может прорваться к людям» ( Соколов, 2003. С. 4.). Восторженно передает свои впечатления от колокольного звона и художник Сергей Арсенье вич Виноградов, работавший над картинами в Псково-Печерском монастыре: «А какой здесь звон, какие мелодии перезвонов на древней красавице- звоннице (Большой). Как сладостно слушать. Ког да звон во все колокола —то звонят семь звонарей и звонят вдохновенно. Мотивов — мелодий звона — много...» (Музыка колоколов, 1999. С. 65). Образ колоколен волновал художника Василия Васильевича Рождественского. В своих «Записках художника» он пишет: «Освоив пространство дво ра, сада и проезда перед домом, детская мысль стремилась узнать, что делается на колокольне, откуда часто разносились гудящие звуки большого колокола. Как-то на пасхе я упросил брата взять меня туда. Взбираться пришлось долго, по внут ренней винтовой каменной лестнице; местами про ходили в темноте, нащупывая кирпичные стены. Когда поднялись выше, бьто неприятно ощущать сотрясение колокольни от звона, а приблизившись к люку, выходящему на площадку звонницы, я за жал уши и с трудом подошел к решетке пролета. Расстояние до земли, маленький наш дом, сад, ма ленькие люди неприятно поразили меня, долго при шлось привыкать к пространству. Потоммне даже нравилось бывать наверху, рассматривать отту да знакомые места Тулы. <...> Бывая часто на колокольне, я даже на учился звонить: справлялся один с четырьмя коло колами, работая обеими руками и ногой. Мои коло кольные мелодии были приятны, и церковный сто рож не гонял меня за какофонию... <...> На другом берегу реки видна труппа ста ринных церковных построек своеобразной северной архитектуры. Двухэтажная шатровая колоколь ня переделана из деревянной башни-острога, сто явшей здесь для защиты от иноземного врага. Не подалеку от нее белая каменная церковь XVII века: приземистая, одноглавая, с тесовой потемневшей крышей, купол покрыт щепой1, поэтому имеет не сколько примитивную форму, что придает церкви: архаический характер » (Рождественский, 1963). ' Имеется в виду гонт — кровельная дощечка. 2 2 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz