Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ мое бывшему настоятелю Покровской Дуниловс- кой церкви священнику Василию Саноровскому (Оловянишников, 2003. С. 172). В сей грозный год Галл дерзновенный, Собрав врагов от всей вселенной, Россию тщился разорить, Низвергнуть трон и покорить. Москва во пламени пылала! Страна сия в слезах рыдала: Повсюду был трепет и страх, Но Бог, живущий в небесах, Внял воплям и молениям И не по нашим согрешениям Благую помощь послал: Врагов рассыпал, покорял, Вознес Россию на верх славы; Смирил премногия державы, Толь дивна блага созерцая, Делам Монарха подражая, Во славу всех Царя Царей Мы памятник воздвигли сей; Да возвестит он в дальни роды, Кто мир дает, хранит народы. Н. И. Оловянишников сообщает и о колоколе церкви Успенская в Полтаве, отлитом из пушек Кизикерменской крепости с добавлением серебра, которого, по преданию, было до 27 пудов. Жертво вателем этого колокола вполне мог быть полтав- Колокол Кизикерман Успенской церкви. Полтава ский полковник Павел Семенович Палий — сын знаменитого Семена Палия, так как считается, что деревянная церковь Успенская в Полтаве в 1695 году уже существовала. Имеется она и на плане города Полтавы 1709 года Каменная, с колоколь ней в 3 яруса, выстроена она князем Долгоруко вым-Крымским только в 1770 году. На колоколе этом надпись силлабическими стихами, церковными литерами, с титлами следу ющего содержания (Оловянишников, 2003. С. 222): В року тысяча шестьсот девять десять пятом, По славном Кизикермене от христиан взятом, В царство Российских царей Петра, Иоанна, За гетманство Мазепы Богом дарована, Сооружен есть звон сей к Божией славе, Да храму Успения в городе Полтаве Из штук с Кизикерменских арматив здобычных, С придатками материй до звона приличных.— Коштом его милости войска Полтавка вожа, Павла Семеновича Украины отража. М. И. Пыляев к выше сказанному добавляет: «Внизу колокола: „Делал Афанасий Петров под ушами вокруг колокола: „Року 1695 ноемвриа дня 10“; направо от надписи — семиконечный крест в сиянии, потом герб Герциков, в щите — сердце (Herz) с четвероконечным равносторонним крес том (так называемом греческим), а сверху — из страусовых перьев выходящая рука с копьем, ост рием влево, и наконец, изображение Божией Мате ри, в рост с предвечным младенцем на десной руке: возле, у главы Царицы небесной — херувимы, а вни зу у самых ног —два ангела» (Пыляев, 2000. С. 472). Обнаруживались российские колокола и за гра ницей. Например, в деревне Шлагсдорф, близ Ра- цебурга, находится колокол, вылитый в Новгоро де для церкви 40 мучеников в 1558 году. Надпись на нем гласит: «Божией милостью и святых велико мучеников 40, лета 7067 месяца сентября 2 день, свя- тый колокол слит в Великом Новегороде, святых 40 му чеников при великом царе Иване Васильевиче всея Руси, и при царевичех Иване и Феодоре, и при митрополите Макарье всея Русии и при архиепискупе Пимине Вели каго Новаграда и Пскова, повелением раб Божиих ули чан 40 десяцкаго прихода не многи, от мастер Власко да Юшко Поберешковы и Ян Дьячков». 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz