Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ с Софийской звонницей в Новгороде. Орнаменти­ рованы у этого колокола, отлитого псковскими ма­ стерами в 1599 году, даже уши. Но самое интерес­ ное —в надписи указывается цена колокола: «...Ро­ дители денег двести Рублев да его дети Павел да Ми­ рон дали денег двести Рублев и на ту их всю дачю на четыреста Рублев слит колокол в двести пудов...» Каждый удар в такой колокол считался поми­ новением усопшего. Особая роль колоколам отводилась в деле спа­ сения души человека, покончившего жизнь само­ убийством, умершего внезапной или на­ сильственной смертью, а также некрещеных младен­ цев. Погребение таких людей производилось без от­ певания и колокольного звона, а самоубийц и вооб­ ще хоронили вне кладбища. Чтобы спасти душу са­ моубийцы, людьми делались тайные пожертвования на колокол, который впоследствии и должен был «вызвонить» душе этой прощение за совершенный грех. В Рязанской губернии в конце прошлого века был записан рассказ одной купчихи: муж ее удавил­ ся и по ночам стал ей с веревкой на шее являться, с искаженным страшной гримасой лицом. Добрые люди надоумили купчиху отлить в память о муже колокол, видения прекратились. Верно говорят, как в колокол к обедне или к утрене ударят, сколько христианских душ перекрестится и к Богу вздох­ нет — тысячи! От этого той душе, в чей колокол бить будут, раз от разу легче станет. А купчихе, когда она колокол отлила, умерший муж несколько лет не являлся во снах, а когда вновь приснился, был уже без веревки на шее, со спокойным лицом. Это был знак, что мужу грех его прощен. На колокольне Софийского собора в Новгоро­ де, на одном из колоколов XVII века надпись: «Лета 7145 (1637) февраля в 25 день дала сей колокол Ивана Афонасева сына Юдина жена Ксения Федорова дочь о сыне своем Григории в обитель Пречистыя Богороди­ цы Введению девичь монастыря на Тифину в вечный поминок по их родителех; а тот колокол не продать, не заложить». В Киржачском монастыре в Казани на коло­ кольне Спасской церкви существовал колокол с надписью: «Лета 7167 (1469) марта колокол сей в Кир- жачский монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевский по дяде своем по боярине Иване Андреевиче Мстиславском, по его родителех, которые с ним погребены в оном монастыре под церковью Все- милостиваго Спаса; в нем весу 49 пуд». Для колокольни Ивана Великого в Москве был отлит колокол под именем Марьинский —вклад в память боярина Бориса Ивановича Морозова и его боярыни с надписью: «Лета 7176 (1663) марта в 23-й день, вылит сей колокол к церкви преподобной Марии Египетской по душах блаженныя памяти боярина Бо­ риса Ивановича Морозова да по жене его боярыне». Хоть и нечасто, но отливались на колоколах изречения и даже целые стихотворения. Например, написанное преосвященным Тихоном и помещен­ ное на колоколе Благовещенского собора Нижне­ го Новгорода в середине XIX века (Оловянишни­ ков, 2003. С. 172-173): Возопи въ слухъ кимпане людемъ правовернымъ, Возвещай часъ молитвы гласомъ твоимъ безмерным, Возбуждай ленивых къ церкви приходити, Еже бы имъ молитвы къ Богу приносити. Аще твоего гласа слушати не станетъ И на общую молитву съ людьми кто не встанетъ, Имати Богъ такого ленивца смиряти И въ день страшного суда мщение воздати. В селе Дунилове Владимирской губернии Шуйского уезда на колокольне при храме Покро­ ва Богородицы находится колокол в 500 пудов, отлитый усердием прихожан в память избавления России от нашествия Наполеона в 1812 году. На колоколе помещено стихотворение, приписывае- Никольский колокол ( 1200 кг) храма Спаса на водах в Мурманске Фото Е. Коваленко 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz