Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОВ зобновителя обители сея скончавшагося 1838 года ме сяца февраля 26 дня в час по полунощи иждивением духовной дщери его графини девицы Анны Алексеевны О: [Орловой] Ч:[Чесменскон] при настоятеле обители свя щенно архимандрите Мануиле с братнею»; внизу: «Вылит сей колокол под распоряжением обители сея иеромонаха Нафана через подрядчика вал дайского купца Ивана Герасимова Шаврина валдайс ким мастером Федотом Ивановым Бибихиным с това рищами Алексеем Чистюниным, Иваном и Матфеем Июдкиными. Весом в 1140 пудов». На самом большом колоколе Благовещенско го храма Павловской Слободы имеется следующая надпись: «Слит колокол сей для храма Благовещения села Павловская Слобода по благословению Высоко- преосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутиц кого и Коломенского, благодеяниями Владимира Сер геевича Федорова, Александра Сергеевича Зиновьева, Юрия Валентиновича Смирнова, Алексея Александро вича Горового, трудами и тщанием прихожан, причта и настоятеля священника Владислава Провоторова влето 1999 от Рождества Христова». В Музее колоколов в городе Валдае Новгород ской области в экспозиции стоит колокол, датиру емый 1680 годом. Колокол как колокол, с одной лишь особенностью - криптографической надпи сью, закрытой для перевода. Подобная криптографическая надпись имеет ся и на юбке колокольчика из коллекции В. И. Хру- нова: «В*ВВВВ*В*В*В*В*В*В*». Считается, что в фольклоре перевод надписей колокольчиков и колоколов совсем необязателен, а порой и ненужен, так как отличительной чертой его является наличие именно непереводимого, сак рального. Поэтому современному человеку не все и должно быть понятно, как в символике образов ямского колокольчика, так в символике колоколов вообще, в том числе и церковных. Существовали колокола с надписями, в которых подробнейшим образом были расписаны царству ющие особы, во время которых отливали колокол, о чем свидетельствует Н. И. Оловянишников. При игумене Филиппе был вылит колокол Преподобнический, весом в 173, 5 пуда. Надпись его гласила: «Лета 7065 (1557), июля в 20 день, на па мять огненное восхождение Святаго и славнаго Про рока Ильи, при державе благочестиваго царя государя, великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при освященном Макарие, и при архиепископе Великаго Нова-града и Пскова владыке Пимене, слит бысть ко локол сей в пределе Ноугородской в пречестую оби тель боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и пречистыя Богородица, чест- наго и славнаго Ея Успения и великаго Чудотворца Ни колы, и святых преподобных Чудотворцев Зосимы и Савватия, тое честныя обители начальников, повеле нием игумена Филиппа, и всей еже о Христе братиа. А лит в преименитом и славном граде Пскове, строением князя Александра Ивановича Воротынскаго. А делали мастеры псковские из-за Псковскаго конца, Матфей Григорьев сын, да Кузьма Михайлов сын. Слава совер шителю Богу, аминь». В селе Покровском (бывшем Рубцове) на со боре Покрова Пресвятой Богородицы, на колоко лах следующие надписи: на большом: «1742 году апреля 22 дня вылит сей колокол в царствующем граде Москве при державе Благочестивейшей и Самодержавнейшей Великия Го- сударыни Императрицы Елисаветы Петровны Самодер жицы Всероссийской в первое лето вступления престо ла ея, в село Покровское к соборной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы милостивым Ея Императорского Величества Указом; весу в нем 138 пуд. 7 ф., лил сей колокол мастер Константин Михайлов Слизов». На по верхности колокола изображен по бокам Спаси тель с двумя ангелами и двуглавый орел с подня тыми крыльями, а по центру, вместо всадника, пор трет Императрицы Елисаветы Петровны. Вокруг орла следующие буквы «Б.М.Д.Р.Е.С.В.П.И.В.В.»; на втором колоколе: «Покрову в село Рупцово Сентября в 14 день»; на третьем: «Божиею милостию, повелением Ве ликаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Фео- доровича всея Руссии и благословением отца ево Го- сударя Светейшаго Патриарха Филарета Никитича Мос ковская и всея Русии и по обещанию великие Госу- дарыне иноки Марфы Ивановны слит колокол Покрову Пресвятыя Богородицы в село Рупцово лета 1637 году Сентября в 14 день». В Старой Русе в Спасопреображенском мона стыре на большом праздничном колоколе написа но: «Лета 7200 (1692) года вылит сей колокол, при дер жаве великих государей благоверных царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев. Фев- руария во 2-й день дал сей колокол вкладом в монас тырь Всемилостивейшаго Спаса, что в Старой Русе, кре- стнаго монастыря архимандрит Иосиф, да келейной его старец Макарей, по своей душе и по своих родителех в 2 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz