Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

- КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. MY3MKF И ЖИВОПИСИ Трёхсвятский колокол. 1 666 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Колокол патриарха Никона 1666 г. Вес 6 пудов Музей истории Москвы Колокол музея Ново-Иерусалим- ского монастыря Фото Н. Большаковой «ЗВОНКА МОШНА ДАБЫ ПЛЕШЬ ВОШЛА. 1902. ГО» «ЭЙ, БАРИН, Е.И ТАТАРИН» «НЕВЕРУЮЩЕМУ АНДРОП ДВА Х...Я В Ж...У» «КОГО ЛЮБЛЮ, ТОГО Е...У» Завершая обзор «охальных изречений», Лео­ нид Крайнов-Рытов предлагает по этому поводу слова И. М. Снигирева: «Что стыдно и грешно / То в обычай вошло» (Крайнов-Рытов, 2003). Нетиповые, редкие надписи на старинных ко­ локольчиках —это своего рода самовыражение простого русского люда, неограниченное никаки­ ми нормами и запретами, —пишет Крайнов-Ры­ тов. В основном все они относятся к XIX веку и несут в себе чувство доброты и человечности, по­ этику русского народного творчества. Какие-то из них рифмованы, какие-то состоят из двух частей. Как, например: «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ. ДЫР МНОГО, А ВЫЛЕЗТИ НЕГДЕ» «НАМ ПРИЯТЕЛИ ЗНАКОМЫ, К СЕБЕ В ГОСТИ ЗАУТЬ» «ПОСЕНЬКЕШАПКА ПОЯРМОШКЕ ШЛЫК ВПОРУ СШИТ» «ТОЧНО НА ЗАКАС И ЗДЕЛАНО ДЛЯ ВАС» «СМОТРИ, НЕ ЗЕВАЙ. ВЕСЕЛЕЕ ПОГОНЯЙ.1840» Что же касается надписей на колоколах, то в них больше встречаются исторические сведения: по чьему заказу выполнялись, по какому поводу, для какого храма, кто отливал и так далее. Как, на­ пример, на колоколах Юрьева монастыря в Нов­ городе Великом. На колоколе Неопалимая Купина (Празднич­ ном): вверху: «Во славу Святыя Единосущныя Животво- рящня и Нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа в похвалу Преблагословенныя Славныя Влады­ чицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых в лето от сотворения мира 7345 а от Рождества Иисуса Христа 1838 месяца марта 9 дня в Царство бла­ гочестивейшего В[еликого] Государя Императора Ни­ колая 1 всея России при Серафиме митрополите Нов­ городском и С. Петербургском»; по центру: «При настоятеле обители священноар- химандрите Фотии иждивением д: д: д: [духовной дщери девицы] графини Анны А : О : Ч. [Алексеевны Орловой- Чесменской] в Юрьев Новоградский общежительный монастырь в бытность наместника Мануила с бртиею старанием старца Нафана»; внизу: «Слит сей колокол через подрядчика вал­ дайского купца Иоанна Герасимова Шаврина валдайс­ ким мастером Федотом Ивановым] Бибихиным стова- рищ[ами] Алексеем Тимофеевым] Чистюниным, Иоан­ ном и Матфеем Июдкиными. Весом в 2100 пудов». На колоколе Крест (Воскресный): вверху: «Во славу Святыя Единосущныя Животво- рящия и Нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа влето от сотворения мира 7346 Рождества же Хри­ стова 1838 месяца июния 16 дня в Царство благочести- вейшаго Великого Государя Императора Николая I при Серафиме митрополите Новгородском и Санкт-Петер­ бургском в память почившаго в бозе преподобного отца священноархимандрита Фотия бывшаго настоятеля и во- 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz