Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОЛОКОЛОН «КУПИ МЕНЯ Я УВЕСЕЛЮ ТЕБЯ ЛИЛ ИВАН ШАНГИН 1818 ГОДА» «КТО МЕНЯ КУПИТЬ ТОТЪ ЩАСТЛИВЪ БУДЕТЬ ВА» «ЯМЩИК БУДЬ МИЛЕЙ ХОЗЯИНУ - ВИСИЛЕЙ» «ГЛАДИШЬ ДОРОГУ УТЕШАЙ ТРЕВОГУ» «ЛИЛ СЕЙ КОЛОКОЛ НАИМЯ ТОГО, КТО КУПИТ ЕГО» «ПРОЩАЙ ДЕДУ ВОТ Я АТЬ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ» (Коло- колъчики России, 2000. С. 17-18). Другие надписи выступают как предупрежде­ ние дорожных происшествий, предупреждение по­ чтовым смотрителям о приближении экипажа и прочие: «ТРОЙКА МЧИТСЯ ЯМЩИКУ НЕ СПИТСЯ» «КОЛОКОЛЬЧИК ПОД ДУГОЙ ВРЕМЯ ЕХАТЬ милый мой» «БИЖИТ ТРОИК ПОТЬСИМЪ КОЛОМЪ ВАЛДАЯМ» «ЗВЕНИТЬ КОЛОКОЛЬЧИКЪ ПОДЪДУГ» «ТРОЙКА СКАЧИТЬ СЕДОКЪ ПЛА» «СЪДАЛЕЧА ВЕСТОЧКУ СОБОЮ ПОДАВАЙ 1815» «ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ КО ДВОРУ ПОСП» «ЗВЕНИТЬ ПОТЕШ АЕТЬ ЕМЩИКЪ ПОСПЕХАЕ» «ПРОЩАЙ МИЛЫЯ МОЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ 1851 Н.К.» «ПОВИСЬ КРЕПКА НЕ ОТОРВАТЬ И ФЕДЬКА» Надпись на колокольчике располагается по кругу и ее можно читать с любого места. Есть фра­ зы, которые при каждом повторном прочтении, только с другого места, будут означать новые смыс­ ловые акценты. Возьмем, к примеру, надпись на колокольчике из коллекции В. И. Хрунова: «ТЕБЯ ДАРИТЬ ОТЬ ДУШИ ТАКЪ ГОВОРИТЬ ЕРМОЛАИ». Теперь изменим отсчет предложения к слову Ермолай, и у нас получится новая фраза: «ЕРМОЛАИ ТЕБЯДАРИТЬ ОТЪ ДУШИ ТАКЪ ГОВОРИТЬ». Можно начать читать ее со слова «так» и получится уже: «ТАКЪГОВОРИТЬ ЕР­ МОЛАИ ТЕБЯ ДАРИТЬ ОТЪДУШИ», то есть в этом случае у нас начинает говорить уже сам колокольчик. Можно провести эксперимент с фразой: «КУПИ НЕ СКУПИСЬ ЕСДИ ВЪСЕЛИСЬ А ПОСЛАНИЕ». Если МЫ ее начнем читать с конца, у нас получится следующее: «А ПОСЛАНИЕ КУПИ НЕ СКУПИСЬ ЕСДИ ВЪСЕЛИСЬ». Или с надписью: «СЕЙ КОЛКАЛ НА ИМЯ ТАВО КТО ДЕНГ ОДЬДАС ЗАН». Если прочтем со средины, смысл не изменится, но акцент будет больше «КТО ДЕНГ ОДЬДАС ЗАН СЕЙ КОЛКАЛ НА ИМЯ ТАВО». Это может превратиться в своеобразную игру: кто найдет наиболее интересное построение фра­ зы «МЕНЯ СОБОЙ ВОЗМИ ОТЬ МАСТЕРА БАСКОВА», да нет же «ОТЬМАСТЕРАБАСКОВАМЕНЯСОБОЙ ВОЗМИ» ИЛИ еще хлеше «СОБОЙ ВОЗМИ ОТЬ МАСТЕРА БАСКОВА МЕНЯ». Колокол Савино-Сторожевского монастыря. Отлит выдающимся мастером Александром Григорьевым в 1667 г. Вес 2 42 5 пудов 3 0 фунтов. Погиб в 1941 г. Из собрания А. И. Духина Коллекционер-исследователь из Нижнего Новгорода Леонид Крайнов-Рытов в статье «ко ­ локольчик звенит —унывать не велит» приводит большую подборку надписей на поддужных коло­ кольчиках, которые разделил на несколько групп. Приведем из этой работы некоторые из них, напри­ мер, на тему «мир животных»: «ЗАТЕМЬ ЩУКА ВОЗИРИ, ЧТОБЫ КАРСЬ НИ ДРЕМАЛ» «НЕ ЗЛИСЬ ВОЛК, ЧТО ОВЦА ПЕРДИТ, ОН ЕЕ ТАЩИТ» «НЫНЕ НЕ СМИРНЫХ ВОЛКОВ ТИЛЯТЫ ЛИЖУТ» «ВАЛКОВ БАЯТЦА И В ЛЕС ГУЛЯТЬ НИ ХОДИТЬ» «И ВОТ ПЕТУШКИ ЗОЛОТЫЕ ГРЕБЕШКИ» «КОЗА С ВОЛКОМ ТЯГАЛАСЬ ОДНА ОСТАЛАСЬ» «ВОЛКУ - ГОН, ЛИСЕ - ПОКЛОН» или на тему товарно-денежных отношений: «ДЕШЕВО-ЛЮБО ПОДАРЮ ДРУГУ» «КТО МЕНЯ КУПИТ ТОТ ЩАСЛИВ БУДЕТ» «РУБЛЬ ДЕНЕГ НА ИМЯ, ПОЛТИНА - НА ЗВОН» «СКИНЕМСЯ ПО ДЕНЕЖКЕ - КУПИМ ВОДОЧКИ» «КТО СЕЙ ПОДАРОК ПОКУПАЕТ, А ОН ЕВО УВЕСЕЛЯЕТ» и совсем охальные: «НЕТУ МАЛАХАЯ ТАК ХЕРОМ ПОМАХАЮ» «КАКА БАРЫНЯ НИБУДЬ ВСЕ РАВНО ЕЕ Е.ЛЬ » «НЕ ВОЗИ БЛЯДЕЙ, ВОЗИ ЛЮДЕЙ» «СПЕШУ ДЕВКИ, ПОДЫМАЙ ПОНЕВКИ. 1874. ГО». 213

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz