Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ НАДПИСИ НА КОЛОКОЛАХ И КОЛОКОЛЬЧИКАХ тдельнои строкой в разговоре о колоколах и колокольчиках не­ обходимо выделить рассказ о надписях на них. Причем отме­ чен интересный факт: в самом начале отлива колоколов надпи­ си на них читались справа нале­ во, так как мастера вырезали их по форме обычным порядком, и только позже стали выре­ зать, как надо. Еще Петр Яков­ левич Чаадаев, русский религи­ озный философ, заметил, что «Колокол без языка —это иерог­ лиф нашей любимой Родины». Во времена Чаадаева колокола еще звонили, а колокольчики звене­ ли, потому это могло звучать не­ сколько иронически, но в пери­ од молчания оных надписи на них по-настоящему становились письменами российского госу­ дарства. Темы колокольных над­ писей могли быть совершенно разные, но все они представля­ ют фольклор русского народа и обращены непосредственно к человеку. У поэта Михаила Суворова есть стихотворение «Надпись на валдайском колокольчике». Вот с него мы и нач­ нем наш разговор о надписях: «Кого люблю, того зову». Какая надпись золотая! Ах, колокольчик, дар Валдая, Он пел, звенел на всю Москву. Да что Москва, На всю Россию... <...> Летела тройка трактом длинным, Парком серебряным дыша. Для той, таинственной, любимой, Звенела мастера душа... Рассматривая звон колокольчика как средство эмоционального настроя путешественника появля­ лись и соответствующие надписи: «ЗВЕНИ УТЕШАЙ ЕЗДИ ПОСПЕШАЙ» «ТРОЙКА СКУЧЕРОМЪ ЛИХАЯ УТЕШЬЕ КОЛОКОЛЧИК ДА ВАЛДАЯ» «ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ ЕДУ ПОСПЕШАЮ» «ЗВЕНИТЬ ПОТЕШАЕТ ЕМЩИК ПОСПЕХАЕ» «ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ КО ДВАРУ П0СП» «КУПИ НЕСКУПИСЬ ЕЗДИ ВЕСЕЛИСЬ» «КУПИ ДЕНЕГЪ НЕЖАЛЕЙ СОМНОЙ ЕЗДИТЬ ВЕСЕЛЕЙ МЕ» «КУПИ БАРИНЬ НИСКУПИСЬ СОМНОЙ ЕЗДИ ВИСЕЛИСЬ» Колокол храма в Хиетаминиеми с именем Один из колоколов Великого Новгорода шведского короля Карла XI. Мастер Кремль. Стоит у Софийской звонницы М. Бадер. Стокгольм , Швеция, 1692 г. Фото Н. Большаковой 2 1 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz