Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокола мира и свободы «Колокол мира» —такое название носят уже несколько колоколов: в болгарской Софии —на­ поминающий о жертвах войны и зовущий на борь­ бу за мир во всем мире, в Тирольских Альпах — Колокол мира. С его удара начался «Мировой Пе­ резвон», состоявшийся 7 мая 1999 года и прошед­ ший по всей планете. Эстафету Альп подхватили страны Европы, Африки, Азии, Америки, России. Так, обогнув весь земной шар, колокольный звон вновь вернулся в Альпы. Девизом этой акции ста­ ли слова «SOLI DEO GLORIA» —«ЯЩЕЙ СЛА­ ВЕ БОЖИЕЙ», с которых начинался дорожный дневник Бавтоломео Грассмейра —первого ти­ рольского колоколитейщика, жившего в XVI веке (Ковалив, 2003. С. 42). Поэт, солдат Великой Отечественной войны, А. И. Недогонов в 1944 году на Шипке в Софии написал стихотворение «Храм Святого Николая», в котором преклоняет колена воина перед памятью сражавшихся и погибших в 1878 году за освобож­ дение Болгарии предков-солдат: Над шипкинскими облаками, где воздух, словно лед, лилов, звонарь играет языками шестнадцати колоколов. <...> И мне казалось, мне казалось, что звуков медная волна глубин моей души касалась — ее невидимого дна. <...> Здесь все с нечеловечьей жаждой хранит следы былых легенд: и кость картечника, и каждый травой поросший ложемент, и скал отвесные отсеки как будто срезаны ножом, и крест, поставленный навеки, на полумесяце чужом... Я к храму шел боями славы, — сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым. — и я оружьем добыл право стать на колени перед ним. В конце XIX века заводом П. Н. Финляндско­ го для этого храма в Болгарии в память о погиб­ ших в войне с турками 1877-1878 гг. было изго­ товлено 12 колоколов, звон которых мне и по­ счастливилось слышать в Славянском ходе «Мур- ман—Черногория» в 1997 году, когда мы спусти­ лись с Шипки, где служили службу три митропо­ лита: Юрьевский и Волоколамский Питирим, Ве- лико-Тырновский Григорий и Старо-Загорский Панкратий. «Вечная слава!» —неслись наши голоса над Шипкой, присоединяясь к голосам владык, и мо­ роз пробегал по коже от святости этого момента. «Вечная слава!» —и из бутылки «Кагора» на белый саркофаг крест на крест льется вино, слов­ но кровь погибших 120 лет назад воинов. «Вечная слава!» —и мы все причащаемся го­ рячим красным вином, которое благодатно согре­ вало нас, белым теплым хлебом и чуть солонова­ тым болгарским сыром. «Вечная память!» —и белый туман, смешан­ ный ароматами красного вина витал над памятью тех, кто 120 лет назад отдал за свободу и независи­ мость Болгарии свои жизни. «Вечная память!» —русским солдатам, кото­ рые плечом к плечу с болгарскими ополченцами отстояли Шипку и ненапрасно на здешних полях сложили головы, чтобы вызволить из вековой не­ воли своих славянских братьев!... «Вечная память!» —и взметнулось вверх Са­ марское знамя из Мурманска рядом с Самарским болгарским знаменем, как в те далекие годы сра­ жений. «Вечная память!» —и застыли все в молчании. И не было более торжественней минуты, чем эта... «Вечная память!» —и торжественно зазвони­ ли колокола, отлитые по распоряжению импера­ тора Николая II из стреляных латунных гильз, воз­ вещая о доблести и дружбе двух братских народов русского и болгарского... Перуанский поэт Хосе Сантос Чокано сделал посвящение знаменитому событию истории Перу в местечке Долорес 16 сентября 1810 года. Тогда священник Мигель Идальго ударом в колокол воз­ вестил начало освободительной войны против ис­ панских колонизаторов. Стихотворение Чокано назвал «Колокол Долорес». Но прежде чем его при­ вести, надо сказать, что сам Хосе Чокано неодно­ 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz