Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокола мира и свободы «Колокол мира» —такое название носят уже несколько колоколов: в болгарской Софии —на поминающий о жертвах войны и зовущий на борь бу за мир во всем мире, в Тирольских Альпах — Колокол мира. С его удара начался «Мировой Пе резвон», состоявшийся 7 мая 1999 года и прошед ший по всей планете. Эстафету Альп подхватили страны Европы, Африки, Азии, Америки, России. Так, обогнув весь земной шар, колокольный звон вновь вернулся в Альпы. Девизом этой акции ста ли слова «SOLI DEO GLORIA» —«ЯЩЕЙ СЛА ВЕ БОЖИЕЙ», с которых начинался дорожный дневник Бавтоломео Грассмейра —первого ти рольского колоколитейщика, жившего в XVI веке (Ковалив, 2003. С. 42). Поэт, солдат Великой Отечественной войны, А. И. Недогонов в 1944 году на Шипке в Софии написал стихотворение «Храм Святого Николая», в котором преклоняет колена воина перед памятью сражавшихся и погибших в 1878 году за освобож дение Болгарии предков-солдат: Над шипкинскими облаками, где воздух, словно лед, лилов, звонарь играет языками шестнадцати колоколов. <...> И мне казалось, мне казалось, что звуков медная волна глубин моей души касалась — ее невидимого дна. <...> Здесь все с нечеловечьей жаждой хранит следы былых легенд: и кость картечника, и каждый травой поросший ложемент, и скал отвесные отсеки как будто срезаны ножом, и крест, поставленный навеки, на полумесяце чужом... Я к храму шел боями славы, — сквозь Сталинград, сквозь огнь и дым. — и я оружьем добыл право стать на колени перед ним. В конце XIX века заводом П. Н. Финляндско го для этого храма в Болгарии в память о погиб ших в войне с турками 1877-1878 гг. было изго товлено 12 колоколов, звон которых мне и по счастливилось слышать в Славянском ходе «Мур- ман—Черногория» в 1997 году, когда мы спусти лись с Шипки, где служили службу три митропо лита: Юрьевский и Волоколамский Питирим, Ве- лико-Тырновский Григорий и Старо-Загорский Панкратий. «Вечная слава!» —неслись наши голоса над Шипкой, присоединяясь к голосам владык, и мо роз пробегал по коже от святости этого момента. «Вечная слава!» —и из бутылки «Кагора» на белый саркофаг крест на крест льется вино, слов но кровь погибших 120 лет назад воинов. «Вечная слава!» —и мы все причащаемся го рячим красным вином, которое благодатно согре вало нас, белым теплым хлебом и чуть солонова тым болгарским сыром. «Вечная память!» —и белый туман, смешан ный ароматами красного вина витал над памятью тех, кто 120 лет назад отдал за свободу и независи мость Болгарии свои жизни. «Вечная память!» —русским солдатам, кото рые плечом к плечу с болгарскими ополченцами отстояли Шипку и ненапрасно на здешних полях сложили головы, чтобы вызволить из вековой не воли своих славянских братьев!... «Вечная память!» —и взметнулось вверх Са марское знамя из Мурманска рядом с Самарским болгарским знаменем, как в те далекие годы сра жений. «Вечная память!» —и застыли все в молчании. И не было более торжественней минуты, чем эта... «Вечная память!» —и торжественно зазвони ли колокола, отлитые по распоряжению импера тора Николая II из стреляных латунных гильз, воз вещая о доблести и дружбе двух братских народов русского и болгарского... Перуанский поэт Хосе Сантос Чокано сделал посвящение знаменитому событию истории Перу в местечке Долорес 16 сентября 1810 года. Тогда священник Мигель Идальго ударом в колокол воз вестил начало освободительной войны против ис панских колонизаторов. Стихотворение Чокано назвал «Колокол Долорес». Но прежде чем его при вести, надо сказать, что сам Хосе Чокано неодно 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz