Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ привычного продолжения. В 8 часов 15минут осле пительный свет пронзил небо, и сотни солнц обру шились на землю. Потом темнота. В Хиросиму при шла смерть. В адском огне атомной бомбы, сбро шенной по приказу американского командования, горели люди, деревья, трава, птицы, животные... 9 августа тот же ад повторился в Нагасаки. <...> На месте Хиросимы, три дня и три ночи горевшей, расплавленной, испепеленной, вырос боль шой, четко спланированный город. Но за ярким его фасадом скрывается молчаливое горе. Сотнями тысяч жертв вопиет оно о преступлении, осквер нившем XX век. Оно обвиняет. Оно предостерегает. Изуродо ванным остовом дома, обугленным деревом, мемо риальной скобой, новыми именами на надгробьях тех, кто и по сей день умирает от лучевой болезни, скорбными хризантемами у пймятника детям „в честь их душ“... Не заживаютраны в сердцахлюдей. Разве мож но забыть все это? И можно ли простить? Для тысяч японцев, переживших атомную трагедию, борьба за мир стала смыслом жизни». Побывавший в Хиросиме в 1967 году Расул Гамзатов по возвращении напишет поэму «Коло кол Хирасимы», в которой спрашивает: куда летит его песня, и ему приходит ответ, что летит она «К подножью холма Незабытых Бед!» в Хироси му. И что же песня поэта будет делать там? Ответ: «Бить стану набат/ В колокол Хиросимы!». Гам затов и бьёт в колокол каждой своей строкой: Молю услыхать колокольный зов Пламенем заживо стертых. Жаль, что господь не доверил мне слов, Что воскрешают из мертвых. Я заклинаю: набатно гуди Сквозь версты, и леты, и зимы У человечества в каждой груди, Колокол Хиросимы! И Тихий заставь грохотать океан И, все озаботив режимы, Решительно властвуй над памятью стран, Колокол Хиросимы! Восстаньте, исчезнувшие в огне, Пусть кровь заклокочет в аортах. Колокол бьет, и кажется мне — Вы восстаете из мертвых. Гамзатов призывает страны задуматься, пото му как не для легенд начинает бить колокол. Он восклицает, чтобы «люди из графства Кент!» и «люди из Сан-Франциско!» насторожились, услы шав звон колокола. Должны увидеть «Журавлика, выпущенного в полет/Девочкою Хиросимы», кото рая надеется на спасение, но «Смерть —белогвар- д ей к а / она в крови/ Шарики красные убивает». Своими ударами колокола поэт призывает люд скую совесть «Всех наций, возрастов и всех фами лий» вставать «на смертный, справедливый бой!»: И розы под названьем «ямабуки» Вокруг желтеют каждый год подряд. И ты к живым протягиваешь руки, И рядом я печально бью в набат. Ежегодно 6 августа в парке мира в Хиросиме в скорбной минуте молчания застывают люди. Под набат колокола мира они отдают дань памяти жер твам американской атомной бомбы. Родственники «хибакуся» —людей, перенес ших атомную бомбардировку, —заложили в пье дестал памятника жертвам бомбардировки список с именами 4315 японцев, погибших от тяжелых бо лезней, вызванных радиоактивным облучением. Японская писательница Ёко Ота написала рас сказ «Полнолуние» в котором у нее также звучит колокольный звон: «...Откуда-то издалека доАцу- ко донесся звон колокола, тихий и прекрасный. Ко локол звучал умиротворяюще. „Ах да, — подумала Ацуко, —где-то рядом синтоистский храм“. Глаза она не открывала, лежала спокойно, полностью расслабившись. К звуку колокола прибавился дале кий гул проходящего поезда. Он был также тих и, казалось, доносился из-под земли. Ацуко слегка приоткрыла глаза: с одной стороны бледно-пепель ная стена, с трех других — черная матерчатая ширма. Вокруг тьма, только на потолке слабое пятнышко света. „Жива“, —приходит ей на ум. И тут же появ ляется другая мысль: „Неужели я калека?“ ...Слышатся удары колокола. Изумительный звон, звучит он долго-долго. Вот послышался гудок паровоза. И стало тихо. „Где же это я? — думает Ацуко. — Ах, да, конечно же, на Хоккайдо. Это прозрачное голубое небо, чистый воздух... Нет-нет, ошибаюсь. Вроде бы Ниигата. Сельская местность вНиигате. Но все это скорее похоже па декорации... “ 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz