Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА ПАМЯТИ Колокола Художник В. Стойлов 1 9 8 7 -1 9 8 9 Необычна форма колокола Бухенвальда, напо­ минающая старинный улей, а звон его гармонично сочетается с архитектурой ансамбля-мемориала, как замечает Владислав Горохов. Посетил Бухенвальд и россиянин Анатолий Берштейн: «Веймар — знаменитый маленький го­ род на пути между Эрфуртом и Дрезденом. Колы­ бель Веймарской республики и усыпальница Гёте и Шиллера. Печальная известность косвенно пришла к нему еще и потому, что в 8 км от города был по­ строен знаменитый Бухенвальд — символ смерти и мужества: не дожидаясь прихода освободителей в 1945-м заключенные подняли восстание против нацистов. Парадоксально, но именно Бухенвальд прославил гётевскую строчку: „Каждому своё“... <...> Я искал глазами печально знаменитую фразу, задирая голову вверх. Казалось, что она дол­ жна быть где-то там, наверху, написанная вызы­ вающе крупными буквами, красным по белому. Но —ничего, кроме часов. И тут мое внимание при­ влекла чугунная вязь на решетчатом заборе мет­ ра два в высоту. Я попытался прочитать, что там написано. И не понял — абракадабра какая-то. Присмотрелся —надпись с противоположной сто­ роны, со стороны лагеря. Обошел, прочел: Jedem das Seine“Как же это так? Это и есть знаменитая надпись, шокирующая многие поколения советских людей? Получается, что она расположена не на входе, а на выходе?.. <...> ... лагерь старый, строился еще для уго­ ловников. А когда же появилась надпись? И та ли это надпись, о котороймы знаем, или другая, музей­ ная, а подлинная не сохранилась? ...Но надпись именно та, тогда многое меняется. Получается нечто вроде: „На свободу с чистой совестью“?.. „...Это раздается в Бухенвальде“— не подда­ ется ревизии и так же звучит, как и прежде. Здесь ничего не меняется...» (Берштейн, 2004). Хиросима Колокола звонят и звоном славят Могучей жизни трепетный рассвет. Течет река... Кому она доставит Плывущий по волнам ее букет? Сёсукэ Сима. «Плывущий букет» О Хиросиме написано немало, наверно пото­ му, что эта тема никого не оставляет равнодушным к событиям 6 августа 1945 года. В статье Т. Тока­ ревой «Никогда больше», опубликованной в одном из настольных календарей, читаем: «...над городом занималось жаркое утро. Люди наскоро завтрака­ ли и торопились на работу, родители провожали детей в школу — обычные заботы начинающегося дня. Но дню этому не суждено было иметь своего 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz