Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА ПАМЯТИ О, крылья медные, как тяжелы Удары, Удары, Удары с высоты. По голове всю ночь мне крылья бьют. И крыльям в такт колотят и поют Те бухенвальдские колокола, Тяжелые и медные колокола, Колокола! Эдуардас Межелайтис. «Колокола Бухенвальда» Сообщение об этом событии услышал по радио московский журналист А. В. Соболев. Фронтовик, не однажды глядевший в лицо смерти, сменив после войны шинель солдата на гражданскую одежду, дал себе клятву до конца жизни бороться против фашизма и войны. Передача Берлинского радио взволновала Со болева, и вновь перед его глазами предстало все увиденное, пережитое и захотелось написать о жертвах и героях Бухенвальда. Чтобы подробнее узнать о памятнике, Соболев обратился в редакцию радио ГДР. Вскоре оттуда пришел объемистый пакет. В нем был номер газе ты «Нойес Дойчланд» с многочисленными сним ками архитектурных и скульптурных фрагментов и деталей памятника, брошюра о лагере, докумен тальные фотографии этой чудовищной фабрики смерти и письмо. В письме сообщались подробности, связанные с открытием памятника, на котором присутство вали делегации и борцы Сопротивления от мно гих стран. В момент, когда с воздвигнутой на тер ритории Бухенвальдского лагеря башни прозвучал колокол, десять тысяч голубей вылетели из башен ной колокольни и понесли свету на своих крыльях клятву бывших узников бороться за мир на Земле. И как здесь не вспомнить знаменитое стихот ворение Ивана Бунина «На монастырском клад бище»: Ударил колокол — и дрогнул сон гробниц, И голубей испуганная стая Вдруг поднялась с карнизов и бойниц И закружилась, крыльями блистая, Над мшистою стеной монастыря... О, ранний благовест и майская заря! Как этот звон, могучий и тяжелый, Сливается с открытой и веселой Равниной зеленеющих полей! Ударил колокол —и стала ночь светлей, И позабыты старые гробницы, И кельи тесные, и страхи темноты — Душа затрепетав, как крылья вольной птицы, Коснулась солнечной поющей высоты. С большим волнением Соболев читал письмо. Словно наяву слышал он удары бухенвальдского колокола. Сами собой стали слагаться стихи... Ко локол подсказал ему и название стихотворения, и основной художественный образ —набат, зовущий народы к бдительности. И 27 сентября 1958 года «Бухенвальдский набат» был опубликован в газе те «Труд». Не сразу стихотворение заметили, не у всех оно отозвалось той же тревогой и болью, какой отозвал ся в душе автора колокольный звон Бухенвальда... Нужна была музыка! И первым это почувствовал композитор С. В. Аксюк. Именно он посоветовал послать сти хи В. И. Мурадели. Через несколько дней Мураде ли позвонил автору. Он сказал, что поэт прислал ему именно то, что он как композитор искал, и по лучилась песня: Люди мира, на минуту встаньте! Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон — Это раздается в Бухенвальде Колокольный звон, колокольный звон. Это возродилась и окрепла В медном гуле праведная кровь. Это жертвы ожили из пепла И восстали вновь, и восстали вновь! И восстали, И восстали, И восстали вновь! Сотни тысяч заживо сожженных Строятся, строятся в шеренги к ряду ряд. Интернациональные колонны С нами говорят, с нами говорят. Слышите громовые раскаты? Это не гроза, не ураган. Это, вихрем атомным объятый, Стонет океан. Тихий океан. Это стонет, Это стонет Тихий океан. 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz