Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА ПАМЯТИ Память о 186-ти деревнях и тысячах их жи телей (в одной только деревне Ала Светлогорского района фашистами 14 января 1944 года было рас стреляно и сожжено 1758 человек, в том числе 950 детей) увековечена в «Кладбище деревень» Хатын ского мемориала. И этот звон болит во мне, перед симфонией печали молчу и плачу в этот миг, как дети в пламени кричали! И до сих пор не смолк их крик, над белой тишиной Хатыни колокола, как голоса Тех, что ушли в огне и дыме за небеса. А. Дементьев. «Колокола Хатыни» Николай Коняев пишет, что Великая Отече ственная война «...не была просто войной Герма нии и СССР, не просто столкновением коммунис тической идеологии с фашистской, но еще и (а, вернее, прежде всего!) войною оккультного Тре тьего Рейха с Православной Русью...» (Коняев, 2004. С. 44). На «Стене памяти» —названия сел и деревень Белоруссии, сожженных гитлеровцами и возрож денных после войны. Над Хатынью бьет не колокол, Там сердца слились в набат. Не грозы весенней сполохи — Люди заживо горят. Людмила Шикина. «Над Хатынью бьет не колокол» «Стена памяти» узников фашистских лагерей смерти (длина стены 128 м) напоминает о сотнях тысяч советских граждан, погибших в гитле ровских концентрационных лагерях (их было со здано оккупантами на территории Белоруссии 260): в Тростенце —206 500 человек, в Масюков- щине —80 тысяч, в Полоцке —150 тысяч, и Лес ной —88 407 человек, в Бобруйске —100 тысяч, в Колдычеве —22 тысячи, в минском гетто —80 ты сяч, в Баарановичах —31 тысяча, в Озаричах —9 тысяч человек. В память о 2 миллионах 230 тыся чах граждан Белоруссии, погибших в годы фашис тской оккупации, на площади Памяти мемориала у символической братской могилы пылает Вечный огонь. В стихотворении Михаила Беляева «Живой пепел» заложена вся боль, испытываемая челове ком совестливым: «...Бейте, колокола!/ Скупым/ Скорбным звоном своим/ Сквозите. —/ Я , до пер вой дойдя трубы,/Перестал/ Остальное/Видеть». И стоило поэту дотронуться до камней Хатыни, как, жизнь его «Повернулась вспять»: Бейте, колокола! Хатынь, От тебя Никуда не деться. Меж сгоревших твоих святынь И мое Пало прахом Детство. ...Хатынь. На месте тихой лесной деревни ос талось пепелище да сиротливо торчащие печные трубы. Фашисты не оставляли свидетелей своих бес человечных расправ. Из огромного горящего са рая сквозь автоматные очереди удалось прорвать ся только одному человеку —Иосифу Иосифо вичу Каминскому. Он и поведал миру о зверствах карателей. Мемориал «Хатынь» воспроизводит картину сожженной деревни, В основе комплекса —ее быв шие улицы. На месте каждого дома, словно одино кая печная труба, поднимается ввысь стела, увен чанная колоколом. «И каждые 6 секунд начинает ся перезвон колоколов. Хаты как бы начинают раз говаривать друг с другом. Звон колоколов нараста ет, становится все тревожнее. Он усиливается, за полняет все пространство и внезапно обрывает ся» (Воронов Н. 1984). Ее окружает венец —сим волический сруб хаты. В нише —бронзовая таб личка с именами людей, некогда проживавших на этом месте. К крыше-плите ведет клинообразная дорога из белого мрамора, символизирующая пос ледний путь невинных, обреченных на мучитель ную смерть людей. В центре мемориального комплекса величе ственная, суровая и бронзовая скорбная скульп тура старика с мертвым ребенком на руках. Ка 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz